Калининградская область как пилотный регион для создания единого контрольного органа госвласти

В Калининградской области в городе Светлогорске председатель облдумы Марина Оргеева и представитель облдумы в Совете Федерации Алексей Коротков 2 декабря приняли участие в расширенном совещании Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации с представителями Северо-Западного федерального округа (СЗФО).

imageВ ходе рабочей поездки в Калининградскую область члены Совета Федерации провели работу по тематическим направлениям. Особое внимание было уделено бизнесу. Комиссия под руководством Сергея Фабричного осмотрела ряд крупных предприятий региона, провела встречи с предпринимателями, прокомментировали в Калининграде сегодня, 3 декабря 2019 года, собкору KaliningradToday в пресс-службе облдумы.

Итоговым мероприятием стало расширенное совещание в Светлогорске. В обсуждении ключевого проекта федерального закона «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации», который представил заместитель министра экономического развития Савва Шипов. В совещании также участвовали заместитель полномочного представителя президента РФ в СЗФО Роман Балашов, заместители председателя облправительства Гарри Гольдман и Наталья Сибирева, министр регионального контроля (надзора) Елена Серая, представители бизнеса.

Как подчеркнул член комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Сергей Фабричный, необходимы новые подходы к государственному и муниципальному контролю:

— Бизнес декларирует необходимость изменений. А Калининградская область в силу своих исторических и географических особенностей отражает существующие проблемы регулирования предпринимательской деятельности.

— В рамках расширенного совещания мы обсуждаем важную тему, связанную с реформой контрольно-надзорной деятельности. Построение эффективной, сбалансированной системы госконтроля является важной ступенью на пути формирования благоприятных и комфортных условий существования как для предпринимательской среды, так и для общества в целом.

Краеугольным камнем для построения качественного государственного контроля, как на федеральном уровне, так и на региональном, муниципальном уровне выступает прозрачная, понятная нормативно-правовая база.

Проект нового федерального закона «О государственном и муниципальном контроле» призван стать единой правовой платформой, регулирующей взаимоотношения бизнеса и контролера.

Как мы видим, новый проект федерального закона четко регулирует не только весь процесс осуществления контрольно-надзорной деятельности, но и с учетом современных реалий вводит новые термины, например профилактический визит, инспекционный визит, выборочный контроль, — отметила Марина Оргеева.

Особенность нового законопроекта – четкая регламентация последовательности и порядка проведения процедур при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, законодательное установление прав и обязанностей лиц, участвующих в контроле.

Все заложенные в проекте закона правовые механизмы позволят осуществить защиту интересов объектов контроля и повысить эффективность проводимых контрольно-надзорных мероприятий.

Сергей Фабричный также подчеркнул, что пилотный проект по созданию единого органа, ответственного за осуществление регионального государственного контроля, будет осуществлен на территории Калининградской области.

«Его задача будет заключаться в том, чтобы отработать модели, заложенные в федеральных законах, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В последующем опыт Калининградской области будет транслирован на другие субъекты страны», – сообщил сенатор.

Как подчеркнул в своем выступлении заместитель министра экономического развития России Савва Шипов, реформа контрольно-надзорной деятельности перешла в активную стадию. На прошлой неделе правительство РФ поддержало ключевые законопроекты, в том числе о «регуляторной гильотине». Подразумеваются серьезные изменения в системе контроля, в работе контрольных органов.

«Как раз в связи с разработкой законопроектов получили поручение председателя правительства Российской Федерации провести эксперимент в ряде регионов по объединению региональных контрольно-надзорных органов, чтобы оптимизировать существующую систему. Мы собрали предложения по всем регионов. И в данном контексте особо интерес опыт Калининградской области в создании министерства регионального контроля», – сказал Савва Шипов.

В свою очередь, Елена Серая сообщила, что объединение в ведомстве контрольно-надзорных функций позволило систематизировать мероприятия и в максимальной степени исключить их дублирование.

В ходе совещания отмечено, что основная цель подготовленных Минэкономразвития России актов – снизить нагрузку на хозяйствующие субъекты и повысить эффективность надзора. Приоритетной задачей контролера станет профилактика, а не поиск нарушений и сбор штрафов.

«Нужны принципиально новые инструменты работы. Новое законодательство закладывает такие возможности. Пример – риско-ориентированный подход. Когда контроль осуществляется именно на тех объектах, которые отнесены к зоне высокого риска. В рамках объединения контроля важно создать общее управленческое ядро, которое будет задавать методологию, переводить региональную систему контроля на использование новых инструментов», – подчеркнул заместитель министра экономического развития России.

Предполагается применение «умного контроля» – основываться на рисках, использовать максимально данные, концентрироваться на тех контроль-надзорных мероприятиях, которые позволяют максимально быстро и оперативно решить задачу контролера, при этом минимально негативно воздействовать на бизнес. «Логика нового законопроекта – контроль и проверка должны проводиться в крайнем случае. А когда этого можно избежать, должны использоваться профилактические мероприятия», – сказал Шипов.

Марина Оргеева обратила внимание участников совещания на вопрос административного законодательства в ключе обсуждаемой темы:

— Речь идет о включении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отдельной группы составов правонарушений, связанных с жизненным укладом людей. Это касается, в первую очередь, вопросов благоустройства территорий, соблюдения прав граждан на тишину и покой. Сегодня на практике возникают вопросы о наличии у субъектов федерации полномочий по законодательному регулированию этих вопросов, что не позволяет в отдельных случаях в полном объеме реализовывать необходимый комплекс контрольных мероприятий.

Кроме того, на наш взгляд, представляется важным расширить в Кодексе Российской Федерации ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа муниципального контроля об устранении нарушения требований законодательства и наделить органы муниципального контроля полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по соответствующим составам. При этом размер штрафов должен быть достаточно существенным.

Также предлагаю обратить внимание на вопрос повышения правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе в сфере использования цифровых технологий, применение которых все более широко внедряется при осуществлении различных видов деятельности. При этом, с учетом введения новых правил контрольно-надзорной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления должны осуществлять максимально возможное информирование всех заинтересованных лиц об осуществляемой деятельности, — заявила г-жа председатель.

Подводя итоги работы визита комиссии, сенаторы отметили, что у Калининградской области есть хороший опыт по целому ряду направлений, на который стоит равняться другим субъектам РФ.

0 комм.

Ответить

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.