Адвокат Иван Павлов может войти в дело «Сети»

Вся минувшая неделя пресса широко обсуждала дело «Сети», по которому сотрудники ФСБ задержали одиннадцать человек, семеро из которых получили реальные и очень большие сроки заключения — от шести до восемнадцати лет: Дмитрия Пчелинцева, которого обвинение считает создателем организации, приговорили к 18 годам колонии строгого режима, Илью Шакурского — к 16 годам, Андрей Чернов получил 14 лет, Максим Иванкин — 13 лет, Михаил Кульков — 10 лет, Василию Куксову — 9 лет, Арману Сагынбаеву — 6 лет. Их признали виновными в организации деятельности «террористического сообщества или участии в нем» (ч. 1 и 2 ст. 205.4 УК).

hammer-802298_1280

Либеральная пресса не скрывая писала о том, что дело сфабриковано, а участников «Сети», запрещённой в России организации, попросту пытали и выбивали показания. Но если окунуться в материалы дела, то всё выглядит не так. Следствие указывало, что ячейки «Сети» имелись в обоих столицах, Омске, Пензе и Белоруссии.

Теперь стало известно о том, что в дело может войти известный адвокат Иван Павлов — об этом написала «Независимая газета», ссылаясь на надёжные источники в адвокатских кругах. Вместе с Павловым делом «Сети», возможно, будут заниматься специалисты созданной юристом правовой и правозащитной «Команды 29». Впрочем, сам Павлов отказался от подтверждать это, поскольку официального вхождения юриста в дело ещё не произошло. Пока Павлов лишь высказывает поддержку осуждённым и дипломатично говорит о нынешних защитников, участвовавших в деле, — их квалификации, мол, вполне достаточно для квалифицированной юридической помощи своим подзащитным. «Могу лишь пожелать им удачи и терпения», — сказал Павлов по этому поводу.

Иван Павлов хорошо известен в адвокатских кругах. Помимо этого, является активистом за развитие государственной открытости в России. В 1992 году он закончил окончил Санкт-Петербургский электротехнический университет, факультет автоматики и вычислительной техники. В 1996-м обучался на курсах датского Центра по правам человека. В 1997 году получает диплом юриста на спецфакультете по переподготовке СПбГУ. С 2009 года кандидат юридических наук (аспирантура в Институте Государства и Права РАН). В течение 6 лет (1998-2004) руководил экологическим правозащитным центром «Беллона» в Санкт-Петербурге. С 2014 года Павлов является учредителем фонда «Институт развития свободы информации», сотрудники которого занимались в том числе и аудитом официальных сайтов органов власти.

Известно, что господин Павлов принимал участие в разработке федеральных законов «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

В 2015 году Павлов возглавил неформальное объединение юристов «Команда 29», занимающееся защитой граждан, ведёт просветительскую работу, в том числе публикуя на сайте объединения инструкции для граждан.

Возвращаясь к делу «Сети», следует отметить, что в прессе появились публикации о том, что в составе команды защиты готовятся замены. И даже активно муссировалась информация о том, что получивший 16-летний приговор Илья Шакурский написал в Федеральную палату адвокатов жалобу на своего защитника Михаила Григоряна. Тот, мол, на своей странице в Фейсбуке 11 февраля опубликовал собственное видеоинтервью YouTube-канале Stanislav Morozov Live под названием «Террористы „СЕТЬ“. Пытки ФСБ? Говорит Адвокат. Пенза».

Однако надо твёрдо сказать, что упрекать защитников осуждённых членов «Сети» попросту не в чем. Люди проделали огромную и весьма качественную работу. Не их вина, а беда — что им противостоит система: непоколебимая, непробиваемая и непримиримая ко всему тому, что ей угрожает, пытается нанести ущерб или может послужить кому-то примером неповиновения, непокорности.

Адвокаты использовали все существующие инструменты. И более того, молодые люди обвиняются не просто в экстремизме, они признаны террористами, но даже этот, не самый популярный в обществе статус, не помешал адвокатам склонить на их сторону значительную часть общественного мнения.

Отметим, что информация о замене адвокатов «Пензенского дела» совпала по времени с появлением скандальной публикации в издании «Медуза», очевидно, призванной показать, что члены «Сети» виновны в убийствах и торговле наркотиками. Публикация широко освещался ведущими федеральными телеканалами. Складывается ощущение, что кампания в СМИ и появление в деле новых защитников являются звеньями одной цепи… И на этом фоне вовсе не удивительным выглядит то, что в контексте «Пензенского дела» все активнее звучит имя Ивана Павлова как будущего нового адвоката.

Господина Павлова при этом связывают с ФСБ. При этом ничего не известно о том, как и когда он получил статус адвоката. Диплом юриста Иван Павлов получил только в 1997 году на платном спецфакультете по переподготовке — СФПП питерского университета, который выдавал дипломы о втором высшем образовании. К слову, СФПП на тот момент заведовал Николай Кропачев, нынешний ректор всего СПбГУ и бывший преподаватель и друг Дмитрия Медведева.

Впрочем, стоит окунуться в прошлое господина Павлова. В середине 90-х, он, не имея юридического образования, оказался в группе защитников Александра Никитина — капитана первого ранга, обвиняемого в государственной измене в форме шпионажа. Сторону защиты возглавлял тогда легендарный питерский юрист Юрий Шмидт. Процесс был весьма громким и длился больше пяти лет. И случилось чудо — удалось доказать отсутствие вины Никитина, и, как следствие, — был вынесен оправдательный приговор. Именно это дело и принесло Павлову большую известность, прочем, как и богатый юридический опыт. Однако никому тогда еще не пришло в голову заподозрить, что в деле с участием ФСБ начинающий юрист без диплома и опыта появился не случайно. О его связях с ФСБ заговорили вскоре в связи с другим резонансным делом, делом известного военного журналиста Григория Пасько. Там Павлов был уже полноценным адвокатом.

По странному стечению обстоятельств господин Павлов с тех времён оказывается в центре самых резонансных дел, в том числе и тех, что связаны с главной российской спецслужбой. Многие дела требуют не только высокой юридической квалификации, но и механизмов «контролируемого скандала». Стоит вспомнить о деле Светланы Давыдовой — многодетной женщины из Вязьмы, против которой возбудили дело о шпионаже — мол, передавала куда надо данные о движении российских войск в направлении Украины. Когда абсурдность ситуации зашкалила, а общественный резонанс достиг апогея, женщину выпустили из-под стражи. Между тем, г-н Павлов заработал на этом деле славу «золотого адвоката», покорителя Дракона, способного сокрушить саму Лубянку. А ещё были дела Карины Цуркан и многие другие… В прочем, как говорит сам Павлов, дел о госизмене довольно мало — не более 10-15 в год, и все они довольно специфичны. «Мы [„Команда 29“ — ред.] формируем практику по таким делам и даем возможность людям получать информацию о таких делах, можем влиять на формирование общественного мнения», — говорил юрист в одном из интервью.

Злые языки утверждают, что Павлов имеет связи в Минюсте, хотя и пытается занять нишу правозащитника. Как видится, адвокатские амбиции Павлова простираются довольно далеко.

0 комм.

Ответить

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.