Недавнее ЧП с траулером на заводе «Пелла» привело к гибели людей и принесло миллионные убытки. Происшествие на судостроительном заводе «Пелла» вскрыло ряд проблем в отечественной судостроительной отрасли, сообщает «Комсомольская Правда». В конце марта морозильный траулер «Скорпион», еще не сданный заказчику, завалился на бок, погибло два человека.

Фото: Петр КОВАЛЁВ / ТАСС
Фото: Петр КОВАЛЁВ / ТАСС

ГК «ФЭСТ», заказчик «Скорпиона», терпит колоссальные убытки — на строительство двух кораблей рыбопромышленники взяли кредит на 50 миллионов евро и уже три года выплачивают по нему проценты. При этом сроки сдачи траулера неоднократно переносились, «Скорпион» еще в прошлом году должен был выйти на промысел. Теперь же, похоже, он не выйдет в море никогда. Как заявили представители ГК «ФЭСТ», они не собираются принимать траулер, так как установленное на «Скорпионе» дорогостоящее оборудование, скорее всего, было испорчено морской водой. К тому же моряки — народ суеверный, и вряд ли согласятся выходить в море на судне, на котором погибли люди.

«Скорпион» и второй траулер «Лев» строились на заводе «Пелла» по программе «квоты под киль». Государство выделяет рыбодобытчикам квоты на промысел в обмен на инвестиции в обновление флота. После ЧП со «Скорпионом» ГК «ФЭСТ» оказалось в трудной ситуации: заказчик лишился квот, а кредит, который под них выдавался, выплачивать придется. Сумма убытков не разглашается, но, по данным издания, она исчисляется несколькими десятками миллионов долларов.

В подобной ситуации оказалась не только мурманская ГК «ФЭСТ», а основная часть промысловиков. Российские судостроительные заводы набрали более полусотни заказов на строительство новых рыболовецких судов общей стоимостью более чем в 170 миллиардов рублей, но катастрофически не справляются с ними. За три года действия госпрограммы «квоты под киль» заказчикам были сданы только пять судов (вместо запланированных 53 траулеров). Почти по всем заказам сроки задержки составляют от полугода до двух лет, сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков во время прошлогодней встречи с президентом Владимиром Путиным. Глава государства выразил обеспокоенность пробуксовкой заказов на плавучие рыбные заводы и поручил Шестакову держать ситуацию на контроле.

Еще одна проблема, с которой постоянно сталкиваются рыбаки, — отсутствие в России собственной базы для судового ремонта. Мало построить корабли — их нужно потом где-то еще и ремонтировать. В России сегодня целая отрасль представлена лишь 30 судоремонтными предприятиями, которые едва покрывают потребности в ремонте на 15%. Суда придется отправлять на ремонт за рубеж, а это долго и дорого.

Тем временем сейчас активно обсуждается новый этап программы инвестиционных квот. И вновь в дело вступает мощное лобби, предлагающее отдать солидные деньги судостроителям. А значит, снова будут плодиться плавучие «долгострои», висящие мертвым грузом и съедающие деньги рыбаков. На этом фоне куда разумнее звучат доводы сторонников развития береговых заводов для переработки рыбы. Под их строительство государство также выделяет квоты. И, в отличие от крупнотоннажных судов, рыбоперерабатывающие заводы успешно сдаются в эксплуатацию. За три года действия госпрограммы из 25 запланированных по плану предприятий было сдано 22. По мнению авторов «Комсомольской правды», государству стоит пересмотреть политику распределения «квот под киль» и сосредоточиться на развитии рыбоперерабатывающей инфраструктуры на берегу.

Loading...