Как в борьбе с бедностью не снизить доходы

Почему борьба с бедностью и неравенством в мире зачастую дает обратный результат?

imageВозможности и препятствия. Начать стоит с того, что этот вопрос невероятно сложен даже для ученых. В большинстве стран мира власти стремятся к борьбе с бедностью и неравенством, но добиться действительно серьезного прогресса за последние, скажем, полвека мало кому удалось. В России за последние восемь лет реальные доходы населения оставляют желать лучшего. У этого есть определенные объективные причины: введенные против нашей страны санкции, относительно невысокие и, главное, не растущие цены на нефть (речь идет о периоде после 2008 года).

Но на рост доходов могли бы влиять и субъективные причины, например определенная фискальная экономическая политика. По сравнению с подавляющим большинством стран с сопоставимым с Россией уровнем развития, у нас нет прогрессивного подоходного налогообложения, достаточно низкие налоги на имущество, дарение и прирост капитала.

Основной фактор — инфляция? Еще одним фактором можно назвать мировую и национальную инфляцию. Спор по поводу ее причин в нашей стране с перерывами продолжается с 1990-х годов. Есть мнение, что главный драйвер роста цен — высокие инфляционные ожидания населения, и с этим, пожалуй, можно согласиться. Но дальше все становится сложнее для объяснения. Например, финансисты в банковской сфере предлагают длительное время гасить инфляцию, чтобы инфляционные ожидания успокоились.

Но здесь возникает резонное замечание: стоит ли тогда ЦБ быстро снижать ключевую ставку и вообще удешевлять кредитование, если существуют риски возврата к обратному? В свою очередь, экономисты негативно относятся к быстрому ужесточению кредитования в экономике.

Кто здесь прав, пока не очевидно. Подобные споры активно ведутся и в американской экономике. Но на данный момент, пожалуй, придется согласиться с позицией ЦБ РФ: население действительно боится высокой инфляции, поэтому придется ее быстро снижать. Другое дело, что это может привести в ближайшее время к некоторому замораживанию экономической активности, но с надеждой на дальнейший рост — и доходов, и экономики.

Сергей Ермолаев, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для KaliningradToday (Калининград).