В Калининграде сегодня, 22 ноября 2016 года, состоялись публичные слушания по проекту закона об бюджете Калининградской области на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов.
Как сообщил временно исполняющий обязанности министра финансов Калининградской области Виктор Порембский, в этом году произошел возврат к трехлетнему планированию бюджета. Также в текущем году региональный Минфин приступил к формированию бюджетного прогноза на долгосрочный период – до 2030 года. В прогнозе определяются основные подходы к бюджетным параметрам исходя из ограничений, а также пределы финансирования государственных программ.
В проекте бюджета на следующий год доходы спрогнозированы в объеме 91,7 млрд рублей (45,2 млрд рублей из них – средства федерального бюджета на субсидирование предприятий в рамках режима ОЭЗ), расходы – 93,2 млрд рублей. Дефицит составит 1,5 млрд рублей, что без учета финансовой помощи — около 5% по отношению к доходам. Как рассказал Виктор Порембский, в ближайшие три года дефицит будет снижаться, и в 2019 году бюджет области сбалансирован без дефицита, прокомментировали в Калининграде сегодня, 22 ноября 2016 года, собкору KaliningradToday пресс-службе правительства Калининградской области.
Виктор Порембский отметил специфические факторы, влияющие на поступление налогов в региональную казну. Так, врио министра финансов сообщил, что при формировании бюджета были перераспределены доходные источники на региональном уровне в связи с изменениями расходных полномочий в части дошкольного образования. Кроме того, он отметил, что область теряет налоговые доходы в связи с изъятием в федеральный бюджет одного процентного пункта ставки налога на прибыль (350 млн рублей).
Значительны потери связаны и с закрытием в Калининградской области крупного производства пива (300 млн рублей). Тем не менее, учитывая потери, налоговые доходы, по прогнозам Минфина, должны увеличиться в 2017 году на 6,7%.
Отдельно глава ведомства подчеркнул в проекте бюджета значимость доходов от продажи имущества и земли – 6% от общего объема доходов, в то время как в предыдущие годы все неналоговые доходы формировали 3-4%.
Традиционно проект главного финансового документа региона сохраняет свою социальную направленность. По словам руководителя министерства финансов, расходы, прежде всего, обеспечивают исполнение всех социальных обязательств: государственные услуги, меры социальной поддержки (более 21 млрд рублей). Более 1,5 млрд рублей направляется на мероприятия в социальной сфере. На финансирование задач социально-экономического развития области (без учета субсидий юридическим лицам, связанным с режимом ОЭЗ) на 2017 год запланировано 45,9 млрд рублей.
В этом году впервые в составе материалов к проекту областного бюджета региональные финансисты представили так называемый «Детский бюджет», в котором отражены все расходы на обучение, оздоровление, социальную защиту и развитие детей. Общий объем этих средств составляет более 11 млрд рублей.
«Это самая большая часть бюджета, а дети самая многочисленная целевая аудитория региональной бюджетной политики, если рассматривать ее демографическую структуру», — отметил Виктор Порембский.
Большая часть расходов в «Детском бюджете» — средства на дошкольное, общее и профессиональное, а также дополнительное образование – 7,8 млрд рублей. Более 48 тысяч детей получат услуги дошкольного образования в 230 детских садах и 62 школах в группах дошкольного образования. Общий объем финансирования этих услуг составит 2,9 млрд рублей. На обеспечение школ в 2017 году предусмотрено 4,3 млрд рублей с ростом к текущему году на 7%. Также в бюджете следующего года заложено 122 млн рублей на летний отдых детей. Расходы на детские дома, школы-интернаты и поддержку приемных и замещающих семей составят 842 млн рублей, на ремонт жилья для детей-сирот планируется направить 155 миллионов.
Отдельное внимание в законопроекте уделено гражданам старшего поколения, инвалидам и малообеспеченным гражданам. Так, документ предусматривает 3,6 млрд рублей на социальное обслуживание и поддержку граждан пожилого возраста. На социальные выплаты и пособия запланировано 2,3 млрд рублей, более 70% этих расходов составляет ежемесячная выплата ветеранам труда. На финансирование социальных учреждений области, которые оказывают услуги почти 8,5 тыс. пожилых людей и инвалидам, в 2017 году выделят 825 млн рублей. Малообеспеченные граждане, расходы которых на коммунальные платежи не должны превышать 22% совокупного дохода семьи, смогут получить компенсации на оплату ЖКУ. В бюджете 2017 года на эти цели предусмотрено 822 млн рублей.
Областной бюджет сформирован с высокой долей капитальных расходов – 24% к общим расходам без учета субсидий в режиме ОЭЗ; в абсолютном значении — 12 млрд рублей.
«Государственные капитальные вложения – важный фактор экономики области. Значительная их часть — около 70% — обеспечивается за счет субсидий из федерального бюджета в рамках ФЦП развития области, а также дорожных субсидий. Но и финансирование за счет «собственных» доходов капитальных вложений достаточно весомо – почти 4,4 млрд рублей», – отметил Виктор Порембский.
Законопроект прошел обсуждение на заседаниях всех комитетов областной Думы, получено заключение контрольно-счетной палаты.
Проект закона о бюджете будет рассмотрен в первом чтении на заседании облдумы 24 ноября.