В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 8 ноября 2018 года, собкору, отвечая на вопросы из читательской почты, рассказали о правилах защиты прав потребителя финансовых услуг:
— Предлагаем вашему вниманию правила, которыми следует руководствоваться при заключении договоров на оказание какого-либо рода финансовой услуги.
1. Прежде чем подписывать договор, прочтите его и получите полную информацию об условиях. Не подписывайте то, чего не понимаете!
Финансовая организация обязана подробно информировать об оказываемых услугах. Если вам непонятно что-то из объяснений сотрудника финансовой организации или неясен смысл каких-то выражений в документе, вы не обязаны действовать быстро и сразу подписывать договор.
Ваше право на раскрытие информации об условиях договора до момента его заключения защищено статьей 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если вам предлагают подписать сразу несколько документов, не спешите, прочитайте каждый из них. Договор – это письменное свидетельство о решениях, которые вы приняли. Убедитесь, что вы согласны со всем его содержанием, прежде чем подписывать договор.
Особое внимание обращайте на мелкий шрифт в документах.
Сделки заключаются в простой письменной форме. Кредитный договор — это документ, который должен отвечать правилам СанПиН в части требований к шрифту в печатной продукции. Если он не отвечает нормам, то «несоблюдение простой письменной формы» может повлечь недействительность сделки.
Если часть документа, который предлагает вам финансовая организация, напечатана мелким шрифтом, ее надо прочитать с особым вниманием. Скорее всего, именно там могут содержаться условия, незнание которых может привести к проблемам.
2. Сравнивайте разные предложения.
Финансовые организации конкурируют между собой и привлекают клиентов, стремясь предложить более выгодные условия. Сравните несколько предложений по основным параметрам (суммы, сроки, штрафы/пени и пр.) и выберите наиболее выгодный для вас вариант.
3. Отказывайтесь от дополнительных услуг, если они вам не нужны
Вам часто могут вместе с основной услугой предлагать несколько дополнительных. Всегда думайте о каждой услуге отдельно, нужна ли она вам. Финансовые организации не имеют права отказывать вам в основной услуге, если вы не изъявили желание или отказались приобретать дополнительную (Закон о защите прав потребителей, статья 16). Однако ваш отказ от дополнительной услуги может привести к тому, что основная услуга станет для вас дороже. Поэтому готовых решений не существует, и в этом случае необходимо всегда учитывать конкретные обстоятельства.
4. Если у вас возникли проблемы с исполнением обязательств – пытайтесь договориться с финансовой организацией
Если вы, заключая договор с финансовой организацией, все просчитали и приняли взвешенное решение, с течением времени ситуация может кардинально измениться. У вас могут возникнуть проблемы с выполнением ваших обязательств (например, выплатой по кредиту). Не затягивайте проблему – сразу обращайтесь к финансовой организации, с которой у вас заключен договор и постарайтесь прийти к взаимовыгодному решению.
Помните, добросовестная финансовая организация заинтересована в своих клиентах и пойдет вам на встречу (например, можно договориться об изменении графика платежей с учетом временных финансовых трудностей заемщика). В любом случае, даже если проблема не сможет быть решена в досудебном порядке, в процессе судебного разбирательства ваша активная и ответственная позиция будет учтена в вашу пользу.
5. Если организация нарушила свои обязательства, требуйте от нее исправить нарушения
Если финансовая организация не выполняет свои обязательства или нарушает ваши права, с претензиями сначала надо обратиться в саму организацию. Это называется «досудебной процедурой разрешения споров».
Не исключено, что вы можете заблуждаться относительно возникшей проблемной ситуации.
Решив самостоятельно разрешить конфликт, подготовьтесь к общению с сотрудниками финансовой организации, подготовьте все документальные подтверждения вашей позиции. Четко доведите свою позицию и дайте понять, что вы знаете ваши права и готовы их отстаивать. В большинстве таких случаев организация идет на мирное урегулирование конфликта по соглашению сторон, поскольку она также не заинтересована связываться с судебным разбирательством и его возможными последствиями.
Если вы чувствуете, что у вас недостаточно знаний и навыков для самостоятельного разрешения конфликта, обращайтесь за профессиональной консультацией юристов, адвокатов, общественные организации по защите прав потребителей (в т.ч. специализирующиеся на защите прав потребителей финансовых услуг). Организация потребителей может предложить вам и такой способ досудебной защиты как процедура медиации. Медиация — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
6. Если ваши права нарушены, и переговоры не помогли — обращайтесь в суд по месту жительства. Вы имеет право на возмещение ущерба и моральную компенсацию
Если финансовая организация не исправляет свои нарушения и досудебное урегулирование не помогло – обращайтесь в суд. Право потребителя на судебную защиту его законных прав и интересов предусмотрено статьей 17 Закона о защите прав потребителей. По суду вы можете требовать от организации-нарушителя ваших прав следующее:
— возмещение убытков в полном объеме, в том числе взыскании незаконно удержанных или уплаченных денежных средств (пункт 1 статьи 12, статьи 13, 14, 16 Закона о защите прав потребителей);
— уплаты неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (статья 13 Закона о защите прав потребителей);
— компенсация морального вреда (статья 15 Закона о защите прав потребителей);
— признание частично или полностью недействительным кредитного договора (статья 16 Закона о защите прав потребителей).