KaliningradToday. В Калининградской области, ровно 23 года тому назад, в Калининградском заливе произошла трагедия – на траверзе поселка Каширское произошел отжим льдины, на которой находилось более сотни рыбаков.
Тогда, по официальным данным, пятьдесят один человек погиб, а сорок семь пострадавших, в том числе, семилетний ребенок, были спасены местными жителями – Валерием Фадеевым и Сергеем Бариновым.
Вскоре на территории поселка, на мысу, врезающемся в Куршский залив, появился памятник трагически погибшим рыбакам. На гранитных плитах, стилизованных под расколотые льдины, — изображение колокола и фамилии погибших.
Корреспондент ГУ МЧС побывал 13 марта в Каширском. В компании Героя России Валерия Фадеева и начальника отдела безопасности людей на водных объектах Калининградского МЧС Алексея Ивлиева посетил памятник, ставший местной достопримечательностью, и вспомнил события тех давних лет.
У памятника рыбакам, к которому вели утопающие в грязи колеи, мы не встретили людей даже в этот знаменательный день. Кстати, выдался он пасмурным и дождливым.
У подножия обелиска – траурные венки и несколько конфет, оставленных, очевидно, по народному обычаю, как на могилах. Зато со всех сторон мыс был окружен зеленоватым льдом, на котором можно было различить фигурки рыбаков вдалеке, а вдоль береговой черты выстроились их автомобили. То и дело кто-нибудь из них поодиночке возвращался с уловом, волоча в пластиковом корыте улов и рыбацкие принадлежности, прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 14 марта 2018 года, в ГУ МЧС России по Калининградской области.
Один пожилой мужчина, увидев у памятника легендарного земляка, все же подошел и поинтересовался:
— Что, уже тринадцатое?
Дело в том, что у Валерия Фадеева так заведено – в этот день всегда приходить к памятнику погибшим в Куршском заливе. Получив утвердительный ответ, рыбак разоткровенничался:
— Это случилось в воскресенье, тринадцатого. А в субботу, накануне, мы как раз рыбачили и уже с трудом вернулись домой. На следующий день кореш звал на рыбалку, а я – не пошел.
— Не страшно, — спрашиваю, — с тех пор на лед выходить?
— Страшно, — весело отвечает он. И звучит это как-то не очень убедительно. Этому рыбаку повезло. Его спасло, может быть, рыбацкое суеверие – вера в несчастливое тринадцатое число. Или просто здравый смысл – накануне трагедии он из-за торосов и трещин с трудом отыскал место, по которому можно выбраться на берег. И назавтра не захотел снова искушать судьбу.
Валерий Иванович, который уже разменял седьмой десяток, практически всю свою жизнь прожил в этом поселке. Он и сам — заядлый рыбак. С везучим земляком они припоминают разные случаи, которые происходили в разное время на зимней рыбалке. Бывает всякое. Пару лет назад, например, однажды дул такой сильный ветер, что по льду скользили припаркованные машины, и уносило не только складные стулья, но и багры. Часто уходят под воду машины. Предвидя такое развитие событий, заядлые любители подледного лова приобретают подешевке подержанную «Оку». Ее не жаль, если что. Одно только плохо, если автомобиль провалится под лед, задние места экстренно не покинешь – дверей-то всего две…
— Всем рыбакам советую брать с собой нож, – делится опытом Фадеев. — Он поможет выбраться на лед, если провалился. А под верхнюю одежду надо надевать спасательный жилет. Одежда намокнет и станет тяжелой, но он, все же, поможет дольше оставаться на плаву.
За всю свою простую и в то же время героическую жизнь Валерий Иванович Фадеев спас около двух тысяч человек, терпящих бедствие на воде. В первый раз он пришел на выручку рыбакам, когда еще учился в школе. Тогда семь человек уносило на льдине в Куршский залив, Валерию с товарищем удалось на маленькой шлюпке спасти троих из них. «Так сложилось, — вспоминает Фадеев, — что и в дальнейшем почему-то всегда бежали за помощью ко мне, будто я работал спасателем. Многие всерьёз в это верили, хотя в Советском Союзе не было службы спасения».
…Утро того злополучного дня, 13 марта 1994 года, выдалось ясным. И, казалось, ничто не предвещало беды. А со второй половины набежали тучи, подул сильный отжимной ветер.
— Примерно в полвторого, — вспоминает Валерий Фадеев, — пришел ко мне местный житель, Сивцов, и сказал, что лед оторвало, народу на нем очень много. С утра еще был легкий морозец, но залив есть залив, он непредсказуем. Оттепель наступила резко, и люди просто не заметили, что их оторвало от берега, так как находились они далеко. Бывает, сидишь с удочкой и узнаешь о том, что начал дрейфовать только потому, что вдруг леску начинает затягивать под лед, а рыбы на крючке нет. Сам я бывал в такой ситуации, и что чувствует человек, которого уносит на льдине в залив, понимаю. Как всегда, собирался пойти помочь, чем смогу. Со мной вызвался сосед – Сергей Баринов, которого я случайно встретил на улице. Взяли катер, набрали бензина, все средства, что могли. Канал был вскрыт, мы прошли по нему до залива, а потом еще 500-700 метров тащили катер по льду. Добрались до трещины, которая в ширину была уже чуть больше километра, и увидели, что народу на той стороне, на взгляд, больше двухсот человек. Когда подплыли, чтобы забрать людей, оказалось, что лед очень рыхлый, как мокрый сахар. Местами на нем невозможно было стоять, только лежать. Когда шла волна, он повторял ее изгибы.
Людей мы до темноты со льдины снимали, а ее все дальше от берега уносило, волнением разламывать на части начало. Много рейсов мы сделали. Потом нам сказали, что вывезли мы с Сергеем сорок семь человек. А тогда считать нам и в голову не приходило, не до этого было. К сожалению, спасти удалось не всех. Нас с Бариновым всего двое было и катер только один. Военные выслали вертолет на спасение людей, но, увы, с некоторым опозданием.
Во время последнего рейса за пострадавшими случилась беда: — У нас на буксире лодка четырехместная, так в нее сразу одиннадцать человек прыгнули. Ну, их тут же волной и накрыло. Трос натянулся, нашу моторку тянет под воду. Еле успели трос отцепить… Успели всего двоих подобрать… Пришли с ними к нам домой, по сто граммов выпили. Они у нас и заночевали… Вот и все…
Многим тогда не удалось помочь, но это ЧП имело большой резонанс, благодаря которому в регионе было ускорено создание первой в истории поисково-спасательной службы. Она появилась согласно специальному указу МЧС России ровно через год, а еще спустя семь лет реорганизована в Поисково-спасательный отряд ГУ МЧС России по Калининградской области. Так что можно сказать, что Валерий Фадеев стал одним из первых спасателей в Янтарном крае. За мужество и героизм, проявленные при спасении людей в Куршском заливе Валерий Фадеев и Сергей Баринов были удостоены звания Героев Российской Федерации. В те дни, когда Фадеев совершил свой очередной, но наиболее заметный подвиг по спасению терпящих бедствие рыбаков, ему было тридцать восемь. А его соседу – на десять лет меньше…
К сожалению, мне не удалось своими глазами увидеть легендарную моторную лодку, с помощью которой друзья спасли сорок семь рыбаков. Несколько лет тому назад Валерий Иванович ее продал и приобрел другую.
Сейчас Валерий Фадеев – деревенский пенсионер, нештатный инспектор Центра ГИМС. Держится он, по-прежнему, скромно, не по-геройски. Также прост, деловит и приветлив. Заслуженный отдых проводит активно. На днях ловил корюшку в Куршском заливе, а сейчас вот собирается на гусиную охоту. Валерию Ивановичу повезло. Его судьба сложилась более-менее удачно, что не очень типично для сельского жителя постсоветского периода.
Мучительные поиски работы, своего места – через это прошли многие. Большинство пошло традиционными тремя путями: пьянство, переезд в город или браконьерство и прочие полукриминальные способы зарабатывания насущного хлеба. Наверное, благодаря какому-то внутреннему стержню, всего этого Валерий Фадеев успешно избежал, хотя ему и пришлось много раз менять род деятельности. По мотивам его трудовой книжки можно писать очерк из новейшей истории России.
После срочной службы Фадеев работал в управлении механизации в Калининграде, но в областном центре не закрепился – помешали проблемы с жильем.
— Деревня – это как отдельное государство, — шутил он несколько лет тому назад, рассказывая о своем житье-бытье. – В город не наездишься. Автобус ходит через день, через два, да и совсем переезжать не хотелось.
Затем наш герой работал в ПМК Гурьевского района, владея правом на управление трактором, он выучился и на экскаваторщика. Но и эту работу пришлось со временем оставить – совхозы стали разоряться, поля – зарастать. Валерий Фадеев подался в военизированную охрану одной из частей ВВС Балтийского флота. Был стрелком, вожатым караульных собак. Но в девяностых волна всеобщего развала докатилась и до армии. Валерий Иванович подумал об открытии собственного дела. Зарегистрировал собственное ЧП и стал ловить рыбу, благо, она никогда не переводилась в родном Куршском заливе. Но и бизнес удачи не принес. Собирая документы для регистрации ИП, Валерий Фадеев познакомился в одном из чиновных кабинетов с Геннадием Ястребовым, который позже, в 2005 году возглавил центр ГИМС МЧС России по Калининградской области. Геннадию Андреевичу, конечно, были нужны специалисты, которые не боятся воды, умеют обращаться с маломерными судами и готовы прийти на помощь терпящим бедствие, проявляя при этом мужество. Валерий Фадеев принял это предложение и несколько лет проработал штатным инспектором по маломерным судам. Его не смущало, что инспекторский участок, к которому он был приписан, находился в 37 километрах от родного дома.
Главное – коллектив хороший, а дело нужное. Сейчас, как пенсионер, он продолжает заниматься профилактикой происшествий на воде, будучи за штатом. Впрочем, предупреждение, спасение и помощь для Валерия Фадеева – не просто лозунг чрезвычайного ведомства. Это образ его жизни.
Надежда Попова.