В России 78 процентов респондентов — за повышение уровня возраста продажи высокоградусного алкоголя. Таковы данные опроса ВЦИОМ.
Российский Минздрав также говорит, что повышение возрастной планки по продаже крепких спиртных напитков не вступает в противоречие Конституции и Гражданскому кодексу и согласуется с опытом Финляндии, Норвегии, Швеции, Казахстана, Японии, Индонезии и ряда других государств.
Кроме того, законопроект министерства здравоохранения предполагает запрет на розничную реализацию спиртного крепостью выше 16,5 процента гражданам моложе 21 года. 16,5 процента есть пороговая цифра крепости вина, предусмотренная действующим законодательством.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова убеждена в том, что крепкое спиртное чрезвычайно вредно для молодежи. Структуры мозга человека формируются, примерно, к 21 году. Да и крепкий алкоголь чрезмерно увеличивает риск смерти, нежели менее крепкий. К тому же министр знает по науке, что крепкий алкоголь чреват патологическими зависимостями в «ответственный период развития».
Министерство здравоохранения предложило повысить возрастной уровень продажи крепкого алкоголя с 18 лет до 21 года. С этой целью министерством разработан законопроект, испытанный публичными обсуждениями и дополнительными публичными консультациями. Проект согласован в федеральных ведомствах. В Минздраве рассчитывают на то, что проект закона Госдума обсудит до конца текущего года.
На этом фоне показательно, что антиалкогольная стратегия российских властей, исключившая промахи схожих кампаний прошлого и ведущаяся с начала 2000-х годов, признана Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) образцово-показательной для региона Европы.
Эксперты признали правильным повышение ставок акцизов на алкоголь и введение минимальных розничных цен на водку. ЕГАИС — система мониторинга производства и продажи алкогольной продукции – препятствует появлению на рынке контрафактной продукции и учитывает потребление алкоголя в России. Положительная оценка дана мерам по ограничению доступности спиртных напитков по времени и месту его продажи.
ВОЗ также по достоинству оценила поиск новых методов по ограничению потребления алкоголя в России. Все это в совокупности приносит ощутимый результат. По данным ВОЗ, суммарное потребление спиртного на душу населения в 2003–2016 годах сократилось в РФ на 43 процента. А именно: зарегистрированное — на 40%, незарегистрированное — на 48%. В 2003–2018 годах общая смертность населения упала на 39% у мужчин и 36% у женщин. Существенный процент этой статистики — количество смертей из-за алкоголя. Стоит ли удивляться тому, что в 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в России вышла на исторический максимум в 68 лет для мужчин и 78 лет для женщин.
Несомненный успех государственной политики министерства здравоохранения России, осуществляемой вопреки сопротивлению алкогольного и табачного лобби. К тому же министр Скворцова сполна учитывает результаты международных исследований, рекомендованных ВОЗ. А как же иначе. Стратегический курс — увеличение продолжительности жизни населения России к 2030 году до 80 лет. Смертность мужчин трудоспособного возраста в России в два раза превышает европейский уровень. Более пятидесяти процентов грустной статистики — алкоголь.
Вместе с тем министр Скворцова знает, что критически важно найти золотую середину в решении застаревшей проблемы. Как показали девяностые годы, антиалкогольная политика не терпит шараханий, требует последовательности, доказательности, ориентированности на десятилетия вперед. Руль — у государства, обеспечивающего высшую ценность — жизнь и здоровье населения.