В Калининградской области районный суд обратился N. с иском к образовательному учреждению о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование истец указал, что в 2013 году во время занятия по производственному обучению он по заданию мастера демонтировал плинтус с помощью строительного молотка и кирки (молотка каменщика).
В момент удара молотком в глаз истца попало инородное тело, после чего он был доставлен в больницу, где ему была проведена операция. В дальнейшем пострадавший находился на стационарном и на амбулаторном лечении в различных лечебных учреждениях, однако даже неоднократные операции не привели к восстановлению зрения – полученная травма привела к утрате зрительной функции правого глаза.
Истец обратился в суд, полагая, что вред его здоровью был причинен по вине образовательного учреждения, не обеспечившего его безопасность при проведении работ, сообщила в Калининграде сегодня, 3 марта 2017 года, пресс-служба Калининградского областного суда, не указав какой именно районный суд рассматривал дело.
Известно лишь, что, изучив материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 октября 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации.
На основании представленных доказательств суд пришел к выводу, что вред здоровью истца был причине по вине учебного учреждения, не обеспечившего безопасность учебного процесса, поскольку истец получил травму в ходе учебного процесса во время выполнения производственного задания мастера и под его руководством. Кроме того в акте указано, что причинами несчастного случая стали нарушение учащимся правил техники безопасности при работе с инструментом: не использовались очки, слабый контроль со стороны мастера производственного обучения.
В связи с этим образовательная организация должна нести ответственность за вред, причиненный истцу.
При этом суд счел, что помимо компенсации морального вреда с ответчика также подлежит взысканию утраченный заработок на основании ст.ст. 1086, 1087 ГК РФ.
Районный суд решил взыскать с образовательного учреждения в пользу N. компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей; утраченный заработок с момента получения травмы в размере 258 892 рубля 14 копеек, а с 1 октября 2016 года — пожизненно ежемесячные платежи по 9 056, 63 рубля с индексацией в установленном законом порядке.
В случае недостаточности необходимых для выплаты денежных средств у образовательного учреждения суд решил, что компенсация должна быть выплачена за счет средств бюджета Калининградской области в порядке субсидиарной ответственности.
На данное решение была подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд, однако судебная коллегия по гражданским делам признала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.