В Калининграде центр социально-гуманитарной информатики БФУ имени Канта готовит коллективную монографию по формированию "калининградской идентичности советского периода".
В нынешнем октябре стажировку в Германском историческом институте в Москве (ГИИМ) прошла руководитель центра социально-гуманитарной информатики кандидат исторических наук Елена Баранова. Стипендия ГИИМ предназначена для реализации научных проектов кандидатов и докторов наук, занимающихся немецкой или российской/украинской/белорусской историей и историей других постсоветских государств. Стипендии предоставляются для работы в библиотеках и архивах Москвы и Санкт-Петербурга. Стипендиальная поддержка помогла провести ряд консультаций с ведущими специалистами по теме будущего информационного-исторического проекта, о котором собкору в Калининграде рассказала Елена Баранова.
— Госпожа Баранова, чему посвящен будущий проект возглавляемого Вами центра?
— Тема нашего исследования «Формирование советской городской идентичности (анализ фотодокументов Калининграда 1950-1980-е гг.)». Работа посвящена исследованию процесса формирования советской городской идентичности на основании такого интересного и до сих пор малоизученного источника, как видовые открытки 1950-1980-х годов.
Первые калининградские открытки появились лишь в середине 1950-х годов. Это довольно поздно и связано с особым положением региона, где были запрещены любые фотографические и кинематографические съемки местности. Восстановление города, растянувшееся вплоть до середины 60-х гг., не способствовало созданию привлекательных туристических снимков. Лишь в 1950-1960 годах стала проводиться работа по организации выявления исторических памятников, постановки их на учет, которые и становились первыми объектами фотосъемки.
— Интересно, что каковы были объекты?
— Их можно разделить на три типа: памятники, архитектурные объекты и природные виды. Выбор именно этих объектов очевиден. Но даже строгие стандарты, по которым создавались советские виды, не смогли «побороть» на фото уникальность новой советской территории, которая проявлялась то немецким памятником Шиллера, то развалинами «оплота прусского милитаризма» Королевского замка.
Отдельного внимания заслуживает качество отображения на открытках немецких сооружений. В кадре они, как правило, уравновешивались с советскими образами и символами. Например, зданию кенигсбергской ратуши, построенной в стиле прусского конструктивизма, сопутствовал памятник Ленину с развивающимися за ним красными знаменами на трибунах. Здание бывшей биржи было перекрашено в контрастный голубой цвет и увенчано большой надписью: «Дом культуры моряков».
Кирху памяти королевы Луизы, в которой действовал Театр кукол, фотографировали с группой школьников-выпускников в форме с красными лентами.
— И что же же станет итогом проекта?
— Я с коллегами планируем подготовить монографию, посвященную формированию визуального образа Калининграда в советское время.