В Калининграде детей мигрантов дополнительно обучают русскому языку

В Калининградской области завершился второй этап проекта по дополнительному обучению русскому языку детей мигрантов (переселенцев).

Его реализация стала возможна при грантовой поддержке правительства Калининградской области. Свыше сотни детей разных национальностей приняли участие в проекте.

image— Проблему языковой адаптации детей, для которых русский язык неродной, обозначили их родители – мигранты, переехавшие в Калининградскую область, – сообщил в Калининграде автор проекта Карен Суджян. – В школах с русским языком обучения этим детям сложнее выстраивать отношения с ровесниками, усваивать учебный материал. Родители вынуждены обращаться за помощью к репетиторам, однако такая возможность есть далеко не у каждого, особенно, если мы говорим о трудовых мигрантах.

Я выступил с идеей организовать в школах дополнительные уроки по русскому языку для таких детей и в региональном министерстве образования ее поддержали. Таким образом, в 2019 году на базе средней общеобразовательной школы №50 имени М. А. Булатова положено начало проекту. Результаты оказались успешными – более 20 школьников существенно подтянули свои знания по русскому языку. В 2021 году, при грантовой поддержке правительства Калининградской области проект продолжен и даже расширен. В нем задействованы три школы».

Дети обучались в привычных для них условиях – в родных учебных заведениях, со своими преподавателями, чтобы среда была не новой, а знакомой и комфортной. Занятия проводились один раз в неделю.

Второй этап проекта позволил учить русскому на дополнительных занятиях более 80 учащихся в трех городских школах – №№31, 38 и 50, а педагогам, задействованным в работе, повысить квалификацию в преподавании русского языка как иностранного, что подтверждено соответствующими сертификатами.

— Наша школа стала первой в проекте, — рассказала директор школы №50, заслуженный учитель России Валентина Гулидова. – У нас обучаются дети, для которых русский язык не является родным. Более того, мамы некоторых учащихся не знают русского, а значит, общение дома происходит на родном языке. Заблаговременно, в рамках проекта, нами была подготовлена и утверждена специальная программа обучения, проведена беседа с родителями, три педагога сформировали группы детей по возрастному критерию, после чего начались занятия.

Отдельно хотелось бы отметить, что проект «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных учреждениях» имеет важное сплачивающее условие – обучаться русскому языку в рамках проекта могли дети самых разных национальностей, без деления на диаспоры.

Детям очень важно хорошо владеть русским языком для общения с ровесниками и преподавателями, для успешного обучения. Недопонял условие математической задачи – не сумел решить ее, так ведь?

Результатами дополнительных уроков остались довольны все – и дети, и родители, и педагоги. Наша школа приняла участие и во втором этапе проекта, — сообщила г-жа директор.

Завершающим аккордом программы будет подарок – поход детей и родителей на сказочное представление в Калининградский областной театр кукол, расположенный в одном из самых красивых зданий города, архитектурном памятнике ХIX века, -кирхе королевы Луизы. У всех участников проекта будет возможность проверить и закрепить полученные знания при просмотре сказки на русском языке, пообщаться в неформальной обстановке, наладить дружеские контакты, прокомментировали в Калининграде сегодня, 15 ноября 2021 года, собкору KaliningradToday в управлении по внутренней й политике областного правительства.

— Предложений по проекту звучит много, в том числе о необходимости его продолжения, увеличении количества часов занятий. Если мы придем к тому, что проект нужно развивать дальше, мы будем работать в этом направлении и, надеюсь, региональное правительство поддержит нас в желании принять участие в конкурсе президентских грантов. Важно, чтобы дети, откуда бы они к нам не приехали, полноценно общались друг с другом в школе и вне ее стен. Не чувствовали себя на обочине жизни по причине того, что их родители решили сменить место жительства, а принимали в ней активное участие. В ином случае, замкнутость и недопонимание из-за незнания языка, могут породить негативные последствия, — поведал Карен Суджян.