Поправки о компенсационном фонде для защиты дольщиков оставили широкое поле для толкования

scaffold-1379633_960_720
Благими намерениями вымощена дорога в ад. Вот и в страстном желании защитить дольщиков Минстрой может погубить строительную отрасль страны.

Все дело в создаваемом компенсационном фонде, в который должны привлекаться деньги строительных компаний, если те желают строить недвижимость с использование средств дольщиков. Да, вкладывать предлагают немного — 1% от общей суммы строящейся недвижимости. Однако благие намерения защитить дольщиков от недобросовестных девелоперов могут привести к тому, что ситуацией могут воспользоваться рейдеры, отнимая строящиеся объекты. И тем самым рейдером может оказаться сам Минстрой.

Дело в том, что механизм под названием «компенсационный фонд» предстал в странном виде: юристы моментально выявили неувязки в тексте: кое-что противоречило ГК РФ, кое-что — бюджетной политике, а ряд статей документа — друг другу.

Позже, когда Минстрою пришлось документ дорабатывать, выяснилось, что «докручено» было всё так, что стало ещё хуже.

Издание «Московский монитор» вникло в ситуацию, и вот что выяснило. К примеру, девелопер вознамерился построить жилой дом с использование долевого участия: документы будут утверждены компенсационным фондом только в том случае, если в фонд будут перечислен 1% от общей стоимости долевых договоров. Но в случае возникновения у строительной компании любых проблем — вовремя не доставили на стройплощадку стройматериалы, банк отказал в кредите или еще что-то, то фонд начинает процедуру банкротства и вводит внешнее управление в компании. И полномочия этой администрации будут таковы, что она сможет не только достроить дом, но и продать в нем в квартиры, попутно либо предоставляя дольщикам жилье, либо же компенсируя им вложенные деньги — но так, что, взяв деньги, человек лишается права на недвижимость. А значит эту недвижимость можно с выгодой продать. Выгодно? Да!

Следует ли говорить о том, что такое развитие ситуации грозит строительной компании проблемами и потерей бизнеса? Кроме того, застройщики должны четко знать, в какой момент будет подключаться фонд, также должен быть крайне прозрачный критерий входа застройщика в зону риска — желательно за несколько месяцев до возникновения проблем. Кроме того, новые правила устанавливают требования к уставному капиталу компании в зависимости от площади возводимого ею жилья.

Интересно и другой момент, отмеченный «Московским монитором». Когда Минстрой правил документ, были нарушены два правила — поправки не должны изменять смысл самого законопроекта, и кроме того, любой документ, влияющий на экономику, должен проходить оценку регулирующего воздействия в Минэкономики. И вот с последним вышла незадача: инициаторы не учли одного — сайт министерства, на который вывешиваются документы, является публичным, где любой желающий может обсудить тот или иной документ. Оказалось, что текст, отправленный из правительства в Госдуму и текст, размещённый для оценки регулирующего воздействия это… разные тексты. Проходящие под одним и тем-же названием и номером документа.

Что делать застройщикам и дольщикам, в каком правовом поле им предстоит работать — до конца не ясно.