Тема безопасности в современном обществе с каждым годом приобретает всё большую значимость, считает Вячеслав Моше Кантор, признанный на международном уровне эксперт по теме нетерпимости и защиты от неё. От угрозы терроризма до неуверенности в завтрашнем дне, человек сегодня чувствует угрозу отовсюду. Увы, признаёт Вячеслав Моше Кантор, самым первым ответом на все эти опасения по-прежнему является сила – больше охранников, больше камер, жёстче досмотры и так далее. Но действительно ли они повышают чувство безопасности у людей? Как показывает практика, совсем наоборот…
В вечной осаде
За плечами Вячеслава Моше Кантора – пятнадцать лет президентства в Европейском еврейском конгрессе, поэтому, когда речь заходит об антисемитизме, преступлениях на его почве и обеспечении безопасности евреев в Европе, трудно найти более осведомлённого специалиста. Более того, Вячеслав Моше Кантор был непосредственным свидетелем того, как всплеск антисемитских терактов, актив вандализма и нападений как на самих евреев, так и на их общинные и общественные заведения, породил запрос на пресловутую безопасность. Спорить с их необходимостью тяжело, когда речь идёт о защите жизней и здоровья людей. Однако, отмечает Вячеслав Моше Кантор, была у процесса повсеместного усиления мер безопасности и другая сторона: те люди, которых они призваны были защищать и кому должны были внушить чувство безопасности, на деле ощущали себя ещё более отрезанными от общества и нормальной жизни.
Школы, больницы, синагоги, магазины под постоянной охраной, в кольце полиции, священные места – окружённые вооружёнными людьми… Евреи в Европе, напоминает Вячеслав Моше Кантор, не могли ступить шагу, чтобы не столкнуться с очередным напоминанием о том, что они в опасности, что их жизни и благополучию что-то угрожает. Ощущения от этого, как признавались сами члены еврейских общин, были сродни жизни в осаждённой крепости. А ведь они уже были жертвой растущей нетерпимости и остракизма – и происходящее с постоянно ужесточающимися мерами безопасности лишь ещё больше повысили градус этого чувства изоляции и того, что они не такие, как все, и живут не так. Более того – они и не могут жить иначе.
«Мягкий» подход
Главный же недостаток силовых методов и особенно – когда на них полагаются всецело и исключительно, Вячеслав Моше Кантор видит в том, что сами по себе, в вакууме, они не способны решить проблему как таковую. Они лишь противостоят последствиям, но не борются с причинами.
Причина же – в самом факте нетерпимости и её распространения, что существующие законы, нормы и правила оставляют лазейки и возможности для этого самого распространения, уверен эксперт. И именно поэтому сам он возлагает основные надежды в борьбе с ненавистью на силу так называемую «мягкую» — силу законотворчества и общественных ценностей.
Терпимость и толерантность, например, являются ключевыми ценностями для Европы – однако, как напоминает Вячеслав Моше Кантор, они до сих пор не прописаны ни в каком законе и потому не имеют официального юридического определения. Как результат – постоянные манипуляции и подмены понятий, когда уже сами граждане европейских сообществ не могут объяснить, что же это такое – их самая базовая ценность, в чём она заключается и как работает. В чём-то похожа и ситуация с антисемитизмом – экспертами уже было предложено единое определение этого понятия, однако не все европейские страны ещё приняли его в работу или даже одобрили, несмотря на решение депутатов Европарламента.
Через такие лазейки и возможности для разночтений, манипуляций и подмены смысла нетерпимость и получает возможности для распространения и закрепления в общественном сознании, именно ими и пользуются те, кто ненависть пропагандирует, считает Вячеслав Моше Кантор. И именно в направлении того, чтобы это было невозможно, и необходимо работать.