Золото в последние недели бьёт рекорды стоимости, отражая на себе неспокойствие инвесторов. На этом фоне в России одна из крупнейших золотодобывающих компаний — Petropavlovsk — переживает третье по счёту корпоративное противостояние, в котором столкнулись акционеры. Эти разногласия придётся устранять известному казахстанскому бизнесмену и инвестору Кенесу Ракишеву, владевшему до середины 2019 года 22,4% акций и 6% облигаций компании.
В конфликте, о котором рассказывает Forbes, с одной стоны находится сооснователь гиганта Павел Масловский, а с другой — ещё один участник списка Forbes Константин Струков. Причём в случае с Масловским, он уже покидал Petropavlovsk из-за разногласий с другим акционером, но в 2018 году вернулся — в том числе благодаря усилиям Кенеса Ракишева.
«Возвращение Масловского — правильное решение. Он знает, что и как строить в компании. Когда я только стал акционером, в компании были другой менеджмент и другой совет директоров. Я понял, что они просто хотят сидеть в Лондоне и смотреть на котировки компании. А работать в Благовещенске или в Москве не хотят», — рассуждал Ракишев в интервью газете «Ведомости», добавив, что именно под руководством Масловского золотодобытчику удалось завершить несколько важнейших проектов, в том числе строительство нового автоклава, а главное — начала расти капитализация компании.
В середине 2019 года Ракишев продал свой пакет акций миллиардеру Роману Троценко, который в свою очередь в феврале 2020 года продал их другому миллиардеру — Константину Струкову. Всё это время Масловский руководил компанией, добившись по итогам 2019 года роста производства золота на 23% — до 517,3 тысячи унций. Выручка при нём выросла на 48% — до 741 миллиона долларов. Казалось бы, возвращение Масловского пошло на пользу, но нынешние основные акционеры компании так не считают.
В июне компания господина Струкова «Южуралзолото», которой принадлежит 22,4% акций Petropavlosk, проголосовала против того, чтобы бывший сенатор от Амурской области вошел в совет директоров золотодобытчика, и это для Масловского, с его слов, стало полной неожиданностью. Между тем, господина Струкова поддержал и ряд миноритариев золотодобытчика — все они настаивали на смене управленческой команды.
«Струков объявил мне по телефону практически без каких-либо аргументов, что будет голосовать против меня в совете директоров», — рассказывает Масловский. Так и произошло — против бизнесмена проголосовало сразу четыре группы акционеров с суммарной долей в 39% акций компании. Они представляли «Южуралзолото», Everest, Slevin и Fortiana Holdings. Их позиция состояла в следующем: достигнутые показатели — лишь результат роста цен на золото, а не заслуга менеджмента. Более того, при заявленном росте выручки, на 7%сократилась операционная прибыль компании — до 115 миллионов долларов, а чистая прибыль и вовсе никак не изменилась, сохранившись на отметке в 26 миллионов долларов.
Другая сторона открыто заявила, что результаты голосования в совет директоров срежиссированы господином Струковым: «Результаты голосования были режиссированы ЮГК Константина Струкова и Николаем Люстигером, который в течение последних двух лет представлял объединенные интересы Эвереста и Slevin, — в ущерб надлежащему и эффективному управлению компанией и вопреки желанию независимого большинства акционеров», — говорилось в заявлении для прессы, опубликованном на сайте компании Petropavlovsk. В интервью «Коммерсанту» господин Струков отрицал факт сговора.
Эксперты утверждают, что причиной конфликта между бизнесменами стало то, что они не смогли распределить роли в процессе объединения с «Южуралзолотом», а главным камнем преткновения стала сделка, которую намеревался провести золотодобытчик, оплатив своими акциями выкуп доли в 25% у Agestinia Trading, являвшейся совладельцем компании TEMI, у которой находилась лицензия на разработку Эльгинского месторождения золота. Поскольку господин Масловский намеревался начать работы на этом объекте уже в 2020 года, то и был предложен вариант выкупа акций у компании Сергея Стефановича. Однако господин Струков размытия своей доли в Petropavlovsk не желал, что неизбежно бы случилось, если бы сделка с Agestinia Trading всё же состоялась.
Со стороны «Южуралзолото» последовали претензии к совету директоров золотодобытчика, в том числе с требованием сократить чрезмерные операционные и административные расходы, а также снизить долговую нагрузку. По словам господина Струкова, эти требования были вполне разумными. Об этом же говорит и представитель бизнесмена Алексей Иванов: «К сожалению, менеджмент не принимал нашу позицию во внимание». По его словам, голосование акционеров, приведшее к выведению Масловского из совета директоров золотодобывающей компании, было связано с желанием найти более качественную команду управленцев. «Чтобы окончательно расставить все точки над «и», мы не предлагаем на эту позицию кого-либо из «Южуралзолото», хотя своими специалистами по праву гордимся», — добавил в интервью Forbes господин Иванов.
Аналогичную позицию занимают и другие акционеры Petropavlovsk, отмечая, что по себестоимости добычи золота компания находится в отстающих — 748 долларов за унцию, при том, что у конкурентов — 394, а в среднем по миру — 600 долларов.
Новое голосование по составу совета директоров Petropavlovsk должно состояться в августе этого года. Удастся ли Кенесу Ракишеву помирить акционеров — ещё предстоит узнать. Однако бизнесмен обещал приложить для этого все силы, ведь некогда он называл компанию Petropavlovsk «жемчужиной» в портфеле своего холдинга Fincraft Resources.