Нефтяников пора отучать от государственных льгот

Нефтяную отрасль нельзя назвать бедной. Отнюдь — это очень большие и хорошо зарабатывающие компании. Но почему же эти компании из года в год требуют всё больше льгот, не показывая при этом роста объёмов добычи, и, как следствие, не принося федеральному бюджету дополнительных доходов? А между тем потери в доходах сопоставимы с самыми дорогостоящими из национальных проектов.

pipe-4506134_1280 

Эксперты бьют тревогу: пора остановиться и пересмотреть весь процесс предоставления льгот. А в некоторых случаях, хорошо бы от них и вовсе отказаться. Данные Федеральной налоговой службы свидетельствуют о практически трёхкратном превосходстве рентабельности добычи сырой нефти и газа над другими отраслями: 35,3% против 12,3% в среднем по экономике, пишет Forbes.

Традиционный набор штампов у просителей государственных дотаций довольно тривиален: мол, добывать нефть сложно и не очень-то рентабельно, скважины старые, а сама нефть вот-вот закончится. В случае с рентабельностью уже понятно, что это выдумка. Разберём другие жалобы.

Относительно запасов нефти следует знать, что они вовсе не заканчиваются, как трубят о том из каждого утюга, а ровно наоборот: доказанные запасы нефти растут во всём мире. И Россия здесь не исключение — за 2018 год запасы выросли на 8,7%. Что же до качества этих запасов, то важно напомнить, что страна давно вышла на хороший технологический уровень и способна как добывать, так и перерабатывать то, что нефтяники называют «не очень качественными запасами». Дебет скважины превышает 9 млн тонн в сутки — это выше, чем в 90-е годы. В обзоре Аналитического центра при правительстве РФ, впрочем, отмечается, что прирост добычи в основном обеспечивается независимыми нефтяными компаниями и «Газпром нефтью», а сокращение — остальными крупными компаниями.

Ещё один аргумент нефтяников также не выдерживает никакой критики. Мол, цены на мировых рынках нестабильны. Да, это отчасти правда. Но правда и в том, что при повышении цен российский бизнес не бежит к правительству с предложениями об увеличении налогообложения, а вот стоит цене упасть на несколько долларов за барелль — бежит и требует новых льгот.

Многие годы такой лоббизм успешно работал. Теперь же Минфин меняет подход к отрасли. Здесь несколько факторов. Во-первых, отрасль стала одной из самых льготируемых со стороны правительства, а во-вторых, эти льготы не ведут к росту добычи — та по-прежнему топчется на уровне 490 миллионов тонн в год. Цифры нагляднее всего показывают этот факт. Так, более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций в добычу, которые в период с 2014 до 2018 год выросли лишь немного выше 350 миллиардов рублей или на 33%. А вот денежный поток в целом по отрасли с 2014 до 2018 года вырос более чем на 2 триллиона рублей — с 1,8 до 3,9 триллиона рублей.

И вот ещё цифры для более обстоятельного понимания ситуации: с 2013 года доля преференций для добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году, и до 56,6% в I квартале 2019 года. Сумма потерь федерального бюджета от применения льготного налогообложения увеличилась более чем вдвое — с 0,5 до 1,2 триллиона рублей.

В июле 2019 года президент Владимир Путин поручил правительству ввести мораторий на предоставление новых льгот этой категории бизнеса. Сначала инвентаризация запасов, а уж потом льготы. Министр финансов России Антон Силуанов отметил необходимость пересмотра этой политики и сумел противостоять наиболее радикальным планам по бессрочному освобождению от уплаты НДПИ новых месторождений на шельфе северных морей. А ведь нефтяники хотели льгот по налогу на прибыль, на вычеты из отчислений в страховые фонды, по налогу на имущество, земле и ещё множеству разных «хочу».

Теперь преференции будут предоставлять только в обмен на разработку новых месторождений.

За остальное придется заплатить налоги. Речь идет о том, что арктические проекты будут отнесены к новой, пятой категории при начислении налога на дополнительный доход (НДД), а ставка НДПИ будет обнулена лишь на первые 12 лет добычи. Затем в течение пяти лет будет действовать переходный период, во время которого ставка НДПИ будет расти от 0 до 100%.

Антон Силуанов занял жёсткую позицию и не позволяет нефтяным королям съедать государственные деньги, которые можно (нужно) потратить на образование, медицину, культуру и экономику в целом.

Минфин также решил ввести НДПИ для попутного нефтяного газа, чем, конечно, не сильно образовал компании. Ведь до этого этот природный ресурс доставался им фактически даром. При этом ведомство Силуанова настаивает на компенсации только тех доходов, которые по текущему бюджетному правилу поступают в бюджет и используются на текущие расходы.

Важно понимать, что продолжение льготирования нефтяной отрасли отрицательным образом будет сказываться на доходах бюджета и приведёт к необходимости поиска денег из других источников. Эксперты уже подсчитали, что к 2024 году доля льготируемой нефтедобычи достигнет отметки в 67,5%, а к 2036 — и вовсе превысит 90%. А между тем льготы привели к снижению объёмов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора до 5,7% ВВП. Через 5 лет этот показатель снизится до 3,8% ВВП, а к 2036 году — до 2%. Таким образом, для сохранения расходов федерального бюджета на стабильном уровне по отношению к ВВП потребуется увеличение нагрузки на другие сектора экономики на 1,6 п.п. ВВП. Иными словами, все остальные производители товаров и услуг должны будут внести в бюджет дополнительно более 1,7 триллиона рублей в год в ценах 2019 года.

1,7 триллиона рублей это, к примеру, весь объём финансирования нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года. А нацпроект «Образование» можно было бы полностью профинансировать дважды — по 784,5 миллиарда рублей за раз. Очевидно, что речь уже идет о том, что очередные льготы для нефтяников напрямую означают непостроенные больницы, школы и детские сады.

Может хватит? Может нефтяникам пора вспомнить, что работать можно и без льгот — как в нулевые, когда рост отрасли достигал 7-8%? Сейчас, со всеми льготами, это весьма скромные 1,6% в год. Вывод прост: дотировать надо с умом. Но и спрашивать строго. Негоже государству разбрасываться колоссальными деньгами, в которых нуждается экономика.

Пока еще нет комментариев

Ответить

Эл. почта будет скрыта.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Loading...