«Автотор» подвёл итоги 2020 года и рассказал о планах до 2029 года

Крупнейшее предприятие Калининградской области – автомобилестроительный завод «Автотор» — раскрыл ключевые финансовые и производственные данные, подведя итог довольно сложному с экономической точки зрения 2020 году. В цехах предприятия собрано 156,8 тысячи автомобилей, при том, что в 2019 году с конвейера сошло на 26% больше продукции – 213,1 тысячи автомобилей.

001

Предприятие сохранило за собой наибольшую долю в наполнении консолидированного бюджета Калининградской области по налогам, сборам и акцизам, а также позволило портам и железной дороге сохранить значительные объёмы перевалки контейнеров и вагонов. В частности, несмотря на падение производства продукции, автозавод обеспечил в 2020 году 64% общего оборота контейнеров порта в Балтийске, 63% оборота контейнеров Калининградского морского торгового порта и 43% вагонооборота в пересчёте на условные вагоны Калининградской железной дороги.

При этом «Автотор» направил в бюджет 87,1 миллиарда рублей налоговых и иных отчислений, что составило суммарно 47,6% от всего объёма собранных в Калининградской области налогов. Только по НДС доля автогиганта составила 62,1% — 47,8 миллиарда рублей, а доля уплаченного акциза составила 46% — 7,7 миллиарда рублей. Всё это позволило предприятию сохранить за собой лидирующую позицию крупнейшего налогоплательщика самого западного региона России и одного из крупнейших в СЗФО.

Товарная продукция, произведённая «Автотором» в 2020 году, если считать вместе с НДС и акцизом, составила 295,4 миллиарда рублей – на 16,1% ниже, чем годом ранее. Тем не менее, в общем объёме продукции, произведённой на территории Калининградской области, доля автомобилестроительного предприятия составила 51,2%. В 2019 году этот показатель был чуть выше – 60%.

Снижение производственных и финансовых показателей связано с пандемией коронавирусной инфекцией, существенным образом сказавшейся на экономике как Калининградской области, так и России в целом. В связи с этим одним из главных достижений антикризисной политики предприятия в отчётном периоде стало то, что при существенном снижении объёма производства и неизбежном росте излишней численности работников, удалось полностью сохранить коллектив, его зарплаты, а также реализовать все планы по вводу новых моделей автомобилей и переходу к производству части моделей по полному циклу – сборка, сварка и окраска.

Коллектив удалось сохранить за счёт перенаправления части работников на другие проекты – кто-то занимался созданием новых мощностей, кто-то – строительно-монтажными работами, благоустройством и оснащением большого спортивного парка вокруг «Автотор-Арены» — ещё одного детища предприятия, в строительство и оснащение которого завод вложил 2,6 миллиарда собственных средств. Крупнейший в Европе физкультурно-оздоровительный комплекс открыл двери в 2020 году и уже стал местом притяжения большинства спортивных федераций и простых любителей спорта.

Средняя зарплата на «Автоторе» в 2020 году составила 44,1 тысячи рублей, при том, что средняя величина по региону составила 36 тысяч рублей. Таким образом, зарплата работников завода была выше региональной на 17,7%, а если брать в расчёт предприятия только обрабатывающего сектора, то и вовсе на 20,7%.

Вместе с зарплатой работники предприятия имели доступ к большому социальному пакету, льготам на питание и прочей материальной поддержке, которая суммарно по году составили 260 миллионов рублей. «Автотор» выплатил всем работникам, имеющих детей, по 10 тысяч рублей на каждого ребёнка, обеспечил дополнительные выплаты для сбора детей в школу, а также осуществлял иные выплаты и компенсации. Предприятие дало возможность бесплатного отдыха работникам предпенсионного и пенсионного возраста в санаториях. По итогам 2020 года сотрудникам компании выплачено вознаграждение за общие результаты работы, а также материальная помощь в связи со снижением заработной платы в периоды действия режима неполного рабочего времени.

«За счёт переквалификации и эффективного использования трудовых ресурсов при выполнении новых задач был сохранен уровень финансовой обеспеченности коллектива без потерь личных бюджетов работников. Каждому автоторовцу в этот период был обеспечен заработок, равный заработной плате, которую он получал на своём привычном рабочем месте. В свою очередь акционеры обеспечили гарантированное исполнение всех мер социальной поддержки коллектива, предусмотренных со стороны работодателя в коллективном договоре, в полном объёме по каждому пункту, указанному в перечне из нескольких десятков льгот и социальных программ», — рассказал председатель совета директоров ООО «Автотор Холдинг» Валерий Горбунов.

По его словам, наращивание уровня социальной поддержки коллектива со стороны работодателя в столь тяжёлый период позволило работникам завода чувствовать себя более защищённо, уверенно и стабильно, что явилось необходимым условием для эффективной работы предприятия.

Что касается производственных результатов «Автотора» в 2020 году, то предприятию удалось выполнить все намеченные планы, ключевые моменты которого отражены в Специальном инвестиционном контракте (СПИК), заключённом заводом, правительством Калининградской области и Минпромторгом России. Компания запустила производство BMW X6 – одной из самых сложных с технической точки зрения моделей автомобилей немецкой марки. При этом удалось скоординировать, несмотря на ковидные ограничения, работу специалистов из Калининграда, Москвы и Мюнхена. Автомобиль стал восьмой моделью в линейке выпускаемых «Автотором» моделей BMW. Вместе с этим состоялся запуск производства обновленной модели 5 серии (G30 LCI), а линейка моделей Х5 и Х6 была расширена за счёт новых версий – xDrive40d.

003

Если говорить о моделях других марок, то в Калининграде началась сборка пассажирских Hyundai Palisade, Genesis GV80, обновлённых версий Hyundai Santa Fe, Hyundai Elantra и Genesis G80. Плюс к этому запущено производство KIA Seltos, K5, а также новые модификации Sorento, Mohave, ХCeed. Кстати, Seltos стал четвертой моделью бренда, после седана Cerato городского кроссовера Soul и среднеразмерного кроссовера Sorento (II поколения), выпускаемой на «Автоторе» по полному циклу — сварка, окраска, сборка.

Освоено производство седана бизнес-класса Hyundai Sonata, и также по полном циклу. На конвейере предприятия начали собирать среднетоннажные коммерческие автомобили Hyundai Mighty EX8 полной массой 7,8 тонны и Hyundai Mighty EX9 полной массой 8,5 тонны. Ещё одной новинкой стал Hyundai HD 78 с газомоторной силовой установкой, пилотная партия которых сошла с конвейера в октябре прошлого года.

Важным направлением работы «Автотора» стало увеличение закупок компонентов у отечественных производителей. В прошлом году три сотни малых и средних компаний Калининградской области имели контракты с заводом. В 2021 и последующих годах компания намерена ещё больше углубить эти процессы. Номенклатура локализованных автокомпонентов, поставляемых на «Автотор» предприятиями, работающими в России и странах, входящих в Евразийский экономический союз, также существенно расширилась. В этом году особое внимание уделялось локализации систем управления автомобилем и электроники, в том числе систем поддержки водителя, камер и радаров.

Огромную роль в деятельности «Автотора» играли социальные проекты и благотворительность. Компания в прошлом году вела более ста проектов такого рода, потратив более 500 миллионов рублей. Поддержка оказывалась образовательным, медицинским, спортивным организациям, командам, культурным и музейным учреждениям, талантливой молодёжи, ветеранским организациям и благотворительным фондам. В самом начале пандемии автогигант направил правительству Калининградской области 30 миллионов рублей безвозмездной помощи – деньги целенаправленно выделялись на закупку необходимого медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты, антисептических растворов, лечение и профилактику заболеваемости, а также другие меры по борьбе с распространением коронавируса.

Кроме того, финансовая помощь в связи с пандемией коронавируса была оказана ряду организаций в сфере культуры, включая Музей Мирового океана. Компания профинансировала проведение дезинфекции во всех помещениях учреждения и оказала ему финансовую помощь в период приостановки деятельности. Средства от автогиганта также были направлены на финансирование заработной платы сотрудников музея. Финансовая помощь в целях обеспечения мер безопасности прихожан была оказана Калининградской епархии Русской православной церкви.

Несмотря на сложный 2020 год, «Автотор» с оптимизмом смотрит в будущее: уже утверждены производственные планы до 2029 года. Намечены инвестиционные проекты, заложены новые цеха и определены планы по закупке нового оборудования. В частности, проведена подготовка к строительству нового покрасочного цеха производительностью до 100 тысяч автомобилей в год. Цех запустят в работу уже в 2023 году, расширив суммарные возможности по окраске до 150 тысяч кузовов в год.

002

Вместе с тем, в рамках выполнения обязательств по СПИК компания приступила к реализации проекта по строительству нового производственного корпуса для обеспечения полного цикла производства с целью поэтапного наращивания объёмов выпуска автомобилей, произведённых по полному циклу. Начались работы по строительству административно-бытового комплекса на территории нового завода. Также ведётся разработка планировочных решений для создания модернизированных производственных площадей на 23 тысячи квадратных метров на производственной площадке №3. Это позволит создать новые мощности, реконструировать имеющуюся инфраструктуру, сохранившуюся ещё с довоенного периода.

Большая работа намечена и в профессиональной подготовке и переподготовке кадров. В прошлом году «Автотор» заключил партнёрское соглашение с БФУ имени И. Канта – университет и завод создают научно-образовательный консорциум, основным направлением деятельности которого станет достижение нового уровня инженерно-конструкторского и технологического развития компании, развитию цифровизации управления производством и подготовке высококвалифицированных кадров.

Стоит добавить, на «Автоторе» ведётся разработка перспективных проектов по нескольким направлениям, включая создание производства автомобилей на альтернативных видах топлива — электрических, на водородном топливе, а также с использованием природного газа. Компания уверена в своих силах, имеет доверие акционеров, а главное – людей.