В Калининградской области в нескольких школах осуществляется проект по дополнительному обучению русскому языку детей мигрантов.
Общественные организации при поддержке правительства Калининградской области третий год берут на себя роль репетиторов для приезжих школьников, плохо владеющих русским. Это единственная бесплатная возможность учить язык вне уроков. Эффективность инициативы доказана результатами занятий в 2019-м и 2021-м годах.
Миграционные потоки меняются не только количественно, но и качественно. Так, в Калининградской области заметно увеличилась семейная миграция, требующая устройства приезжих детей в учебные учреждения. Многие из них плохо владеют русским языком, а потому сталкиваются со сложностями при обучении и общении.
По данным Калининградстата, 36,6% прибывших за 2021 год мигрантов — представители стран СНГ, 1,4% — других стран. По прогнозам регионального правительства, численность населения Калининградской области будет ежегодно расти, в том числе, из-за высокой миграции.
— Вопрос языковой и культурной адаптации детей-мигрантов стоит остро, возможности нанимать репетиторов у родителей, зачастую, нет. Их детям сложнее воспринимать учебный материал, общаться с русскоговорящими одноклассниками, адаптироваться к жизни вне школы, – прокомментировал в Калининграде общественный деятель Карен Суджян. – Отталкиваясь от этой проблемы, родилась идея организовать дополнительные уроки по русскому языку для детей мигрантов в школах, где они обучаются – без лишней психологической нагрузки, в знакомой обстановке, в привычном коллективе.
В министерстве образования Калининградской области идею поддержали. Карен Суджян разработал схему занятий, взял ее за основу проекта, который в этом году в третий раз получил грантовую поддержку, прокомментировали в Калининграде сегодня, 22 августа 2022 года, собкору KaliningradToday в управлении по внутренней политике областного правительства.
— Занятия востребованы, они помогают детям лучше узнать язык и культуру новой для них страны. На мой взгляд, важно не только научить грамотно писать и говорить, но и помочь приспособиться к социальной среде, – отметил Карен Суджян.
По его словам, если при адаптации у детей будут сложности, а, чаще всего, они возникают именно из-за незнания языка, есть вероятность, что ребенок замкнется в себе, будет чувствовать себя неполноценным, считает автор проекта.
— В школьном возрасте языки даются легко, тем более в естественной языковой среде, поэтому у нас есть возможность подтянуть знания детей, для которых русский неродной, максимально раскрыть их способности, чтобы после школы, они уверенно повышали образование, проявляли свои таланты на любом поприще, реализовывали себя, – считает Карен Суджян.
В 2022 году грант сориентировали на школы Гурьевского муниципального округа. С августа начался курс семинаров для преподавателей, на которых они ближе познакомятся с этнокультурными и лингвистическими особенностями учащихся мигрантов, психолого-педагогическими аспектами преподавания русского языка как иностранного (РКИ), методиками для разного уровня владения языком.
— Национальный состав детей-мигрантов в школах богатый: армяне, езиды, узбеки, таджики – проект поможет наладить межкультурные коммуникации, будет способствовать воспитанию толерантности. Мы предусмотрели уроки с темой «Человек без родины, что соловей без песни», на которых будет уделено внимание культуре и традициям стран мигрантов, урокам, обучающим самопрезентации, – поведал общественный деятель.
В этом году проект отличает новая цель – активное вовлечение в процесс изучения языка родителей детей-мигрантов. Разработаны буклеты с рекомендациями, на протяжении всего проекта они смогут обращаться за помощью к методисту.