До конца 2021 года депутаты Госдумы должны окончательно утвердить предложения Минздрава о включении телемедицины в систему обязательных медицинских осмотров водителей. Проблема на самом деле насущная – об этом в том числе говорили в рамках круглого стола в стенах «Деловой России».
15 апреля депутаты отраслевых комитетов по транспорту и строительству, охране здоровья, руководители Минздрава России, научно-исследовательских институтов, производителей услуг телемедицины, транспортных предприятий и представители отраслевых общественных объединений обсудили пути решения сложившейся ситуации с медосвидетельствованием водителей.
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов рассказал о растущем числе аварий на дорогах, виновниками которых во многих случаях становятся водители такси или общественного транспорта, транспортных компаний — те не особенно следят за соблюдением правил дорожного движения в надежде выполнить как можно больше заказов. Не редки случаи, когда водители попадали в ДТП просто из-за физической усталости – работать приходится круглые сутки. И это – проблема, ведь страдают как водители, так и пассажиры с пешеходами.
Законодательные «белые пятна» позволяют многим компаниям сугубо формально подходить к обязательным медицинским осмотрам водителей общественного транспорта и такси. Многие делают это для галочки – по-настоящему не проводя никаких осмотров, фальсифицируя путевые листы. А вот телемедицина позволит эту проблему во многом решить – без осмотра врача, повлиять на которого не так просто, если вообще возможно, выйти в рейс не удастся.
Министерство здравоохранения выступило с предложениями по более широкому использованию современных технических возможностей: сегодня телемедицина в Россия уже давно привычный инструмент в работе медиков. Об этом, в частности, говорил заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай: «Мы видим, в частности, перспективу широкого применения медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации, в проведении предсменных и послесменных медицинских осмотров. И сегодня имеющаяся совокупность знаний и технологий даёт возможность выработать новый нормативный документ: соответствующий проект федерального закона разработан Министерством и прошёл межведомственное согласование».
В этой связи Минздрав предложил законопроект, которым водители наземного транспорта и такси смогут проходить медосмотры с применением телемедицинских технологий. В ведомстве уверены, что и для самих компаний это будет чрезвычайно удобно, ведь достаточно установить специальное оборудование, которое позволит проводить такие осмотры. Но, это лишь дополнительный инструмент – законопроект никак не отменяет существующий порядок прохождения таких осмотров.
Депутат Госдумы Ярослав Нилов призвал скорейшим образом устранить законодательные пробелы, добавив возможность введения телемедицины как одного из инструментов контроля. Законопроект Минздрава прошёл согласование с федеральными органами исполнительной власти, общественное обсуждение и теперь передан в работу депутатам Госдумы. «В комитете опираются на позицию профсоюзной организаций транспортных предприятий. Особо хочу отметить, что работа была проведена в рамках механизма «регуляторной гильотины», несколько раз собирались с рабочими группами здравоохранения и на текущем этапе вносятся новые предложения», — пояснил председатель комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Более того, многие транспортные компании поддерживают инициативу Минздрава, поскольку это действительно важный инструмент контроля за состоянием водителей, а значит – безопасности на дорогах. Разумеется, необходимо при этом обеспечить абсолютную конфиденциальность медицинских данных граждан. Для этого будет разработан порядок идентификации личности работника и механизм регулярного прохождения профилактических осмотров.
Стоит добавить, совсем недавно в интервью телеканалу «Россия 24» глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что только за год количество погибших на дорогах выросло на 20%: «К сожалению, растёт уровень смертности. Погибают пассажиры, погибают люди», — сказал он, добавив, что в 2020 году сотрудники полиции зафиксировали 3574 аварии с участием такси.