В России, в коронавирусном 2020 году, несмотря на падение востребованности некоторых специальностей, в целом вакансий на специализированном интернет-сервисе поиска работы стало на 10% больше, чем в 2019 году, а в Калининграде – на 7%.
Заметно пострадали сферы маркетинга и развлечений: в России количество доступных предложений снизилось на 23-25%. Интерес соискателей за аналогичный период вырос на 4%, а медианная зарплата(1) увеличилась на 7% и составила 32 000 рублей в месяц.
Востребованность профессий у работодателей и соискателей
Более половины компаний малого бизнеса (57%) пользуются сервисом для поиска сотрудников. В отдельных отраслях, например, в бьюти-сфере пришлось более 90% всех предложений. Однако практически во всех этих группах профессий зафиксировано снижение количества вакансий.
Топ-5 групп массовых профессий по кол-ву вакансий в СМБ, вся Россия, 2020 год |
№ | Группа массовых профессий | Доля СМБ вакансий | Годовая динамика |
1 | Фитнес, салоны красоты | 90% | -3% |
2 | Образование | 88% | -6% |
3 | Искусство, развлечения | 85% | -25% |
4 | Домашний персонал | 79% | 17% |
5 | Туризм, рестораны | 77% | 6% |
Подробнее — в приложении №1.
В целом, количество вакансий стало на 10% больше, в Калининграде – на 7%. Однако рынок труда в стране стал максимально поляризованным. Рост по России зафиксирован в 10 из 23 группах профессий, при этом в остальных 13 наблюдается отрицательная динамика. Если в строительстве и производстве стало на 24% вакансий больше, то работников, которых маленькие компании нанимали реже, оказались в сферах искусства и развлечения (-25%) и маркетинг/реклама/PR (-23% вакансий по сравнению с 2019).
Рейтинг групп массовых профессий, вся Россия, 2020 год |
№ | Группа массовых профессий по росту | Динамика вакансий | Группа массовых профессий по отрицательной динамике | Динамика вакансий |
1 | Производство, сырьё, с/х | 24% | Искусство, развлечение | -25% |
2 | Строительство | 24% | Маркетинг, реклама, PR | -23% |
3 | Без опыта, студенты | 21% | Банки, инвестиции | -14% |
4 | Домашний персонал | 17% | Бухгалтерия, финансы | -14% |
5 | ЖКХ, эксплуатация | 14% | Страхование | -13% |
Подробнее — в приложении №1.
На предложения в сегменте среднего и малого бизнеса (СМБ) в Калининграде пришлось 74% активности кандидатов, по России в целом — 70%. Россияне стали больше интересоваться вакансиями в производстве (+41%), сфере домашнего персонала (+43%), ЖКХ и эксплуатации (+39%). При этом высокие показатели остались в таких сферах, как туризм, образование. В группах профессий “Продажи”, “Административная работа”, “Фитнес, салоны красоты”, “Страхование” конкуренции стало больше: число вакансий за год уменьшилось, а активность соискателей ощутимо выросла.
Зарплаты в СМБ
Медианная оплата труда в вакансиях небольших компаний по стране составила 32 000 рублей в месяц при графике “полный день”. Это на 7% выше, чем в 2019 году. Наиболее высокооплачиваемые предложения были в автомобильном бизнесе (45 000 рублей в месяц), строительстве, транспортно-логистической и в бьюти-сферах (40 000 рублей в месяц). В Калининграде можно рассчитывать на оплату в 30 000 рублей.
“Рост количества вакансий является отражением гибкости среднего и малого бизнеса в процессе найма. Рынок труда 一 это настоящее зеркало состояния экономики. В середине года ситуация нормализовалась, и процесс рекрутинга стал еще более интенсивным — нужно было наверстать упущенную весну и часть лета. По изменению интереса соискателей можно предположить, что кандидаты из пострадавших отраслей пытались найти работу в привычной сфере, но заодно рассматривали и варианты в других группах профессий”, ー прокомментировал эксперт Артём Кумпель.
Ситуация в регионах
По доле СМБ среди работодателей лидируют Сочи и Оренбург — там по итогам 2020 года вакансии в компаниях среднего и малого бизнеса составили 80% всего предложения на рынке труда. В крупных мегаполисах доля СМБ хоть и меньше, но постепенно увеличивается: в Екатеринбурге на малый бизнес пришлось 55% вакансий за год, в Москве — 58%. В Калининграде доля составила 74%.
В большинстве городов, которые рассматривались в рамках исследования, количество вакансий в среднем и малом бизнесе за год выросло. По этому показателю лидирует Ульяновск (+15% предложений о работе) и Рязань (+14%), прокомментировали в Калининграде сегодня, 19 февраля 2021 года, собкору KaliningradToday в сервисе «Авито Работа», проведшем исследование.
По уровню медианной зарплаты в разделе СМБ лидирует Москва с показателем 50 000 рублей в месяц за полный день. Санкт-Петербург на втором месте (45 000 рублей в месяц). 40 000 рублей можно зарабатывать в небольшой компании в Екатеринбурге, который занимает третье место по медианной зарплате в этом сегменте. Наиболее существенное повышение медианных зарплат в среднем и малом бизнесе произошло в Казани, Краснодаре, Красноярске, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде. Во всех этих городах средний уровень ежемесячной оплаты труда вырос на 17% до 35 000 рублей.
Рынок труда в сегменте среднего и малого бизнеса в Калининграде, 2020
Группа профессий | Изменение числа вакансий за год | Медианная з/п | Доля СМБ в вакансиях |
Без опыта, студенты | 23% | 25 000 | 59% |
Консультирование | 21% | 25 000 | 92% |
Строительство | 21% | 40 000 | 79% |
Производство, сырьё, с/х | 14% | 35 000 | 70% |
Продажи | 11% | 27 000 | 69% |
Образование, наука | 10% | 25 000 | 88% |
Домашний персонал | 10% | 24 000 | 87% |
Транспорт, логистика | 8% | 40 000 | 75% |
Юриспруденция | 7% | 30 000 | 81% |
Медицина, фармацевтика | 7% | 35 000 | 75% |
Туризм, рестораны | 4% | 28 000 | 81% |
ЖКХ, эксплуатация | 0% | 27 000 | 65% |
Административная работа | -3% | 25 000 | 71% |
Охрана, безопасность | -4% | 25 500 | 64% |
Бухгалтерия, финансы | -6% | 30 000 | 71% |
Страхование | -8% | 33 000 | 79% |
Автомобильный бизнес | -9% | 45 000 | 71% |
Фитнес, салоны красоты | -13% | 30 000 | 93% |
Управление персоналом | -17% | 35 000 | 64% |
IT, интернет, телеком | -22% | 35 000 | 65% |
Маркетинг, реклама, PR | -29% | 35 000 | 72% |
Банки, инвестиции | -30% | 25 000 | 41% |
Искусство, развлечения | -30% | 30 000 | 91% |
Все вместе | 7% | 30 000 | 74% |
[1] Медианная зарплата – зарплата, указанная в вакансии из середины выборки активных вакансий, выстроенных по возрастанию уровня зарплаты.