imageО методах борьбы с пиратством и том, что может заставить людей отказаться от нелегального контента в интернете, рассказал Гади Орон, который является гендиректором Международной конфедерации обществ композиторов и авторов.

— Мало кто из россиян готов платить в интернете за музыку и фильмы. Это только в России так?

— Такое происходит не только в России. В странах Европы тоже охотно пользуются пиратскими сайтами, но уже не в таких масштабах как 10-15 лет назад. С каждым годом количество людей, желающих подключиться к добросовестным сервисам, неуклонно растет.

В России эти проблемы тоже поднимаются на высшем уровне. Пиратство – специфическая сфера, поэтому результаты борьбы будут видны лишь через годы. Пока рано говорить о каких-то достижениях в этой области.

— А каким образом можно приучить людей пользоваться платным контентом?

— Просто людям следует объяснять, что скачивая что-то в определенных местах, они помогают пиратству. Многие люди даже не в курсе, что они качают из интернета пиратские материалы, поэтому до людей надо это доносить. Пользуясь платными сервисами, люди поддерживают авторов, которые создают. Ведь очевидно, что они теряют значительные средства, а значит и к созданию чего-то нового не мотивированы.

— Во Франции применяется практика отключения от сети, если пользователь качает нелегальный контент. Может быть стоит так поступать везде?

— Такая практика существует не только во Франции, но и других странах. Там пользователям присылают специальные уведомления. Если после трех уведомлений пользователь продолжает заниматься тем же, то он может быть привлечен к уголовной ответственности. Несмотря на серьезную критику, эта практика существует и сегодня.
На мой взгляд, отключение от сети не является эффективным средством в борьбе с пиратством. Лучше доступно объяснять людям последствия их действий и их важность для создателей какого-то уникального материала. Ведь далеко не все осознают, что пользуются нелегальными сервисами. Надо проводить разъяснения.

— Почему людям должно быть не все равно на доходы авторов?

— На те деньги, которые автора получают с нелегальных сервисов, прожить им невозможно, не говоря уже о мотивации создавать что-то новое и интересное. Даже легальные сервисы зачастую забирают большинство прибыли себе, что является неправильным. Авторы не получают достойной оплаты за свою деятельность и это грозит тем, что они не будут ничего создавать.

— Сколько авторы зарабатывают с интернет-сервисов?

— За прошлый год со всего мира для авторов было собрано 7,9 миллиардов евро, из которых только 6% принесли интернет-сервисы. Учитывая тот фактор, что будущее за цифровыми технологиями, авторам не позавидуешь. Их перспективы в интернете выглядят не очень радужно.

— Выходит, что легальные сервисы — это не абсолютное добро? Вот в этом году в Россию пришел Netflix. Такой крупный игрок на рынке — это хорошо или плохо?

— Приход в Россию Netflix — скорее позитивный момент. Опыт таких площадок доказывает, что у них есть будущее. В Европе вообще много успешных легальных сайтов. Посмотрите на iTunes, GooglePlayMusic или Spotify. Но опять же, рынок только пытается найти способы продвижения продукта, которые бы нравились и потребителям, и авторам. И мы работаем на разных уровнях, чтобы найти общее решение. Например, стараемся объяснять государству, что нужно менять законодательство. Если этого не делать, площадки продолжат находить отговорки, чтобы не платить деньги авторам.

Чиновники не всегда представляют себе масштаб нарушения прав в цифровой среде, поэтому с ними необходимо разговаривать цифрами. В прошлом году вместе с ЮНЕСКО мы провели исследование о вкладе творческой индустрии в глобальную экономику. Подсчитали, сколько рабочих мест ею создано, какую прибыль она генерирует. Мы хотели показать, что реальный вклад авторов в мировой ВВП огромен. Отношение правительств меняется, когда в ход идут конкретные цифры.

При этом нам важна та работа, которую ведут организации-члены CISAC, защищающие авторские права на местах. И здесь мы положительно оцениваем вклад Российского авторского общества. Важно, что РАО находится в непрерывном диалоге с государством, ищет оптимальные решения для развития системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов. Совместно разрабатываются законодательные инициативы и предложения по развитию авторского права. И мы рады, что используются международный опыт и экспертиза CISAC.

— А как вы оцениваете российские законы, регулирующие авторское право?

— За последние годы российское законодательство об авторском праве сильно поменялось: например, введена система государственной аккредитации авторских обществ, появилась система расширенного лицензирования.

Как я уже говорил, качественные изменения возможны только при совместной работе государства и авторских обществ. Россия в этом смысле преуспела в последние годы. В чем я еще раз убедился в ходе недавней трехсторонней встречи с руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым и генеральным директором Российского авторского общества Сергеем Федотовым. Сегодня мы видим позитивные результаты такой совместной работы — российский рынок изменился, стал более прозрачным и контролируемым.
Для нас также важно, что общества по защите прав авторов представляют и интересы зарубежных граждан. Так, например, только у РАО заключено порядка 190 договоров о взаимном и одностороннем представительстве интересов с другими иностранными профильными организациями в 68 странах мира.

За последние годы сумма выплат авторам в России увеличилась почти в два раза. Это серьезный результат.

— Получается, что в России дела с авторскими правами обстоят не так уж и плохо как кажется?

— Эффективность борьбы с авторским правом можно судить по сборам средств авторов и их распределение. В России с этим дела обстоят очень хорошо. Можно даже смело сказать, что действующая система здесь является эффективной, если сравнивать с другими быстроразвивающимися странами.

0 комм.

Ваше мнение

Ваша эл. почта будет скрыта, не беспокойтесь!

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.