Таможенные органы зафиксировали рост случаев неправомерного использования льготной ставки утилизационного сбора при ввозе автомобилей. Специалисты выявили несколько типичных нарушений, совершаемых физическими лицами.
Основные нарушения связаны с некорректным декларированием транспортных средств. Проблемы возникают, когда оформление происходит в странах ЕАЭС с нарушением установленного порядка для физических лиц — когда пошлины и налоги уплачиваются не по 37 главе Таможенного кодекса ЕАЭС. Кроме того, частая ошибка — оформление автомобиля на юридическое лицо.
Особую озабоченность вызывают мошеннические схемы, в которые вовлекаются представители, подающие документы. Они используют поддельные свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и договоры купли-продажи, привлекают «подставных лиц», а также предлагают перевести средства на личные банковские карты.
Распространена практика продажи автомобилей без уплаты утилизационного сбора по особой схеме для воссоединённых территорий. Нередко используются многоступенчатые договоры купли-продажи: например, перекупщик приобретает машину в Беларуси, а затем перепродает её в России, избегая уплаты сбора.
Важно помнить, что таможенная служба осуществляет проверку правильности исчисления утилизационного сбора в течение трёх лет с момента ввоза транспортного средства. При этом проверка корректности расчёта не освобождает от ответственности в случае выявления нарушений.
Ключевой момент: если договор купли-продажи заключается на территории России, льготный утилизационный сбор списать невозможно, даже если автомобиль был приобретён за рубежом. Это правило действует независимо от количества промежуточных сделок.