России есть чем гордится в сфере двигателестроения. Особенно в области турбореактивных двигателей, равных которым в мире нет уже долгие годы. Многие из них, в том числе и те, что опередили время на десятилетия вперёд, создают сотрудники ОАО «АМНТК «Союз», созданного в 1943 году как «Опытный завод №300».

Мкртич Окроян

Генеральный конструктор предприятия Мкртич Окроян рассказал в интервью «Российской газете» о славном прошлом, тяжёлых 90-х, и, конечно, том, куда конструкторское бюро двигается сегодня. «Наше предприятие разработало первые образцы практически всех типов турбореактивных двигателей. У нас и сейчас есть масса разработок, имеющих серьезные конкурентные перспективы», — говорит Окроян, перечисляя те самые двигатели, на которых летали лучшие самолеты: турбореактивные двигатели АМ-3 (для самолетов Ту-16, М-4 и Ту-104), АМ-5 (для Як-25), РД-9Б (для МиГ-19), Р11-300 (для Миг-21), после него — Р15Б-300 (для МиГ-25), Р95-300 (для дозвуковых крылатых ракет), Р79В-300 (для Як-141), газотурбинные мощности 30 МВТ, Р-579-300 и многие другие.

По его словам, ещё ни одному конкуренту не удалось создать нечто похожее, а главное — столь же совершенное, что и на заводе «Союза». «АМНТК — серьезный бренд: люди понимают, что такой-то двигатель был разработан КБ, у которого понятие качества — превыше всего», — отмечает конструктор.

Мкртич Окроевич Окроян признался также, что старается следовать заветам легендарного советского конструктора Александра Микулина — благодаря которому «Опытный завод № 300» и появился на свет, и который он долгие годы возглавлял. Именно это предприятие создало первый турбореактивный двухконтурный двигатель. «Знаете, от того самого 300-го завода отпочковалось много бюро. Они модернизировали двигатели, которые были разработаны АМНТК. А „Союз“ как разрабатывал, так и разрабатывает образцы нового поколения», — говорит Окроян.

Пережив лихие 90-е годы с большим трудом — предприятие пришлось спасать буквально от банкротства, — сейчас «Союз» двумя ногами стоит на земле, трезво оценивает свои возможности и намерен построить собственный завод, который расширит линейку выпускаемой продукции.

А это, между прочим, ещё 2,5 тысячи новых рабочих мест. И Окроян знает куда смотреть — большие возможности открываются на ниве энергетики, вертолёто- и судостроения. Разумеется, свой интерес и у военных — им тоже нужны превосходные агрегаты.

«Сейчас наращивается мощность опытного производства для выпуска порядка 100 малоразмерных двигателей в год. Для конструкторского бюро это прилично, но в целом — немного. Поэтому мы хотим иметь собственное большое серийное производство, на котором можно было бы запускать в серию наши собственные разработки любых размеров — вплоть до огромных агрегатов мощностью до 30 МВт и более. Это будет предприятие — настоящий промышленный, двигателестроительный гигант», — поясняет Мкртич Окроян.

А ведь нужно помнить, что к началу 90-х наработки «Союза» опережали конкурентов на 25-30 лет. Как бы трудно не было, а заводу удалось сохранить промышленный, профессиональный и, главное, научный потенциал. Предприятие сохранило испытательные стенды, без которых оно не смогло бы столь эффективно работать сейчас, документацию и специалистов, за которыми, как и за технологиями, охотились многие.

Помогло и то, что АМНТК всегда работал на будущее — его технологии значительно опережали время. Именно тут созданы удивительные советские компрессоры последующих поколений, практически основа двигателей по всему модельному ряду от 180 кг до 45 тонн, которые на стыке времен просто не успели внедрить. Но сегодня они снова в деле. А ведь в США такие агрегаты появились лет через 25.

Окроян уверен и твёрд: АМНТК «Союз» переживает этап возрождения. На завод пришли молодые и очень хорошие инженеры. Работа ведётся в том числе и по переосмыслению имеющихся, но недоведённых до серийного производства агрегатов. К примеру, в 90-е остался нереализованным проект серийного производства двигателя для Як-141 — палубного самолета вертикального взлета и посадки. Аналогов в мире ему нет и сейчас. Считается, что он опередил свое время лет на 50.

Теперь в «Союзе» уверяют, что в ближайшее время Россия получит даже более модифицированный двигатель, который уж точно надолго обеспечит ей преимущество в этой сфере.

«На сегодняшний день под маркой АМНТК „Союз“ выпущено более 340 тысяч турбореактивных двигателей. На сегодняшний день ни один другой производитель в мире не может похвастаться такими показателями. Этот мировой рекорд продолжает удерживать наше предприятие. 75% всех советских авиационных двигателей разрабатывались именно здесь», — говорит Мкртич Окроевич.

Сейчас у подопечных Окрояна множество многообещающих разработок, в том числе в сфере вертолёто- и судостроения. Это пусть Запад грезит о кораблях, работающих на экономных и мощных электродвигателях. А для нас, как говорят специалисты, это уже, по сути, — сегодня. Генеральный конструктор уверен, «Союзу» обеспечено хорошее будущее.

0 комм.

Ответить

Ваша эл. почта будет скрыта.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Loading...