С 1 января 2022 года в России изменится порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях. Изменений, описанных в приказе Минздрава № 116н от 1 февраля 2021 года, несколько и все они носят принципиальный характер. Специалисты «Онкострахования» вычленили из документа ключевые моменты, касающиеся пациентов с оконзаболеваниями.
С началом нового года региональным властям будет позволено самим определять маршрут лечения – что можно будет лечить внутри региона, а за какой помощью отправлять в другие регионы. До настоящего момента региональные минздравы могли определять только больницы и центры, куда можно направить человека из села или небольших городов. Также направляли в другие регионы по желанию пациента — по форме 057-У. В новом приказе Минздрава ничего не говорится о пожеланиях пациента. Более того, документ скорее говорит о том, что необходимо загружать профильные региональные больницы.
И у экспертов это обстоятельство вызывает большие опасение, поскольку может так случиться, что при направлении пациента в другой регион местный ФОМС попросту не оплатит лечение человека.
Ещё один пункт из приказа Минздрава РФ касается клиник, где могут лечиться пациенты с онкозаболеваниями: лечебные учреждения смогут принимать таких пациентов только в том случае, если располагают хирургическим отделением, отделением противоопухолевой лекарственной терапии и отделением радиотерапии. На первый взгляд – направление задано верно. Только вот, что делать тем, кому не нужна операция или радиотерапия? Да и самих клиник, которые имеют всё необходимое, в стране не так много, а значит приказ Минздрава однозначно приведёт к ещё большей загруженности больниц, очередям и нехватке лекарств.
Вроде бы по приказу № 116н можно всё-таки определить лечение в медицинском учреждении, где нет нужного отделения и врача, с помощью телемедицины с нужном специалистом из другого медучреждения. Но формулировки в документе так размыты, что до конца не ясно, как это будет реализовано на практике.
Важнейшим можно назвать пункт приказа Минздрава о том, что теперь в схемах лечения не нужны узкие специалисты. Эксперты приводят простые, но понятные для людей примеры: к примеру, при раке щитовидной железы — не нужны эндокринологи, а при новообразованиях на глазах — не нужны офтальмологи.
Конечно, в этой связи возникает множество вопросов. Ведь сейчас помощь узких специалистов позволяет онкологам более эффективно бороться с болезнью, оставляя пациентам шанс, к примеру, на зрение. Документ Минздрава в этом смысле касается как злокачественных, так и доброкачественных новообразований. В этой связи, если раньше можно было лечить доброкачественную опухоль без онкологов, то теперь их будут лечить только онкологи.
Вызывает тревогу у специалистов ещё один момент: документ Минздрава никак не учитывает качество оказываемой медицинской помощи. Критериев по квалификации врачей и оборудования попросту нет, как и в части лекарств. То есть, лечи чем и как хочешь – никто и спрашивать не будет.
Важнейшим изменением становится и то, что отныне путь онкопациента всегда будет начинаться в центрах амбулаторной онкологической помощи, в первичных онкокабинетах или поликлинических отделениях стационара. То есть речь идёт исключительно о государственных медицинских учреждениях. До сих пор пациент мог обращаться за помощью в частные клиники, которые работали по программе ОМС.
После первого шага – будет и второй. Человека направляют в стационар, который может быть как государственным, так и частным, но в реальности частные клиники ужимают в системе ОМС, давая всё меньше квот и не оплачивая счета за лечение пациентов.
Несмотря на все изъяны, но в приказе Минздрава имеются и положительные моменты. В частности, врачи получат право повторно отправлять гистологические данные на исследование в другие лаборатории, в том числе и в столичные. Это определённо поможет более тщательнее и более эффективно и на ранних стадиях уточнять диагнозы, а как следствие – тактику лечения. Опять же, как это будет организовано на практике – большой вопрос, но идея – однозначно здравая.
Большое внимание будет уделяться развитию телемедицины, что опять же самым положительным образом скажется на процессе лечения: региональные врачи смогут советоваться со своими более опытными или узкоспециализированными коллегами.
Для пациентов в приказе Минздрава положительным моментом можно выделить сокращённые сроки оказания медпомощи: консультации – не более трёх дней, гистология – не больше семи дней, специализированная помощь – семь дней с момента получения результатов гистологии.
«Это очень круто, но пока в нашей реальности это невозможно. Для этого нужно открывать новые больницы, центры амбулаторной онкологической помощи, онкологические центры и стационары», — отметили специалисты первого сервиса онкологического страхования России «Онкострахование».
Изменится ли жизнь онкобольных? Пока трудно сказать. Вне всякого сомнения, нужно строить новые больницы, расширять образовательные программы для врачей, а также развивать центры амбулаторной онкопомощи.
Стоит добавить, что приказ Минздрава никак не касается платной медицины, добровольного страхования и получения помощи по полисам «Онкострахования».