В России по итогам 2021 года спрос на машиноместа, в среднем, увеличился на 35%, а на гаражи – на 13%.
На фоне дефицита парковочных пространств рынок машиномест растет: на продажу выставлено на 17% больше, чем годом ранее. При этом, россияне не торопятся распродавать гаражи – их на продажу выставляли на 11% реже, чем в 2020 году. Эксперты полагают, что тенденция связана со вступившей в силу в прошлом году гаражной амнистией.
В 2021 году россияне интересовались покупкой машиномест на 35% чаще, чем по итогам 2020 года. Для сравнения, в 2020 году фиксировался годовой рост 11%. Как и год назад, 69% и спроса и предложения пользователей приходилось на подземные парковки жилых комплексов, еще 23% – на многоуровневые паркинги, прокомментировали в Калининграде сегодня, 28 февраля 2022 года, собкору КaliningradToday в интернет-сервисе «Авито Недвижимось», проведшем исследование.
— Рост может быть связан со снижением доступности стихийной парковки во дворах, а также распространением платных парковок в крупных городах России. Появляется все больше жилых комплексов с концепцией “двор без машин”, что делает покупку собственного машиноместа единственной возможность парковаться рядом с домом. На рынок влияет и то, что россияне не спешат отказываться от личного транспорта: за последние 10 лет число автомобилей в стране выросло примерно на треть”, – прокомментировал эксперт Дмитрий Алексеев.
По его словам, среди крупных городов страны наиболее активно интересовались машиноместами в Севастополе (рост в 2,3 раза), Красноярске (в 1,8 раза), Омске и Симферополе (в 1,7 раза). В Калининграде показатели спроса по сравнению с 2020 годом увеличились на 56%.
Предложений на рынке купли-продажи машиномест в 2021 году было на 17% больше, чем годом ранее.
— Многие покупатели приобретают машиноместа вместе с квартирами: за год в одном из специализированных интернет-сервисов в продаже стало на 19% больше, – добавилт Дмитрий Алексеев.
Однако, темпы роста цен на машиноместа существенно ниже, чем на новые квартиры: в 2021 году средняя цена парковочного места в стране составила 650 тысяч рублей (+8% год к году). Наиболее заметная динамика стоимости машиномест, как и квартир, была зафиксирована в Сочи (в 1,6 раза), а также Ижевске, Самаре и Симферополе (+25%). В Калининграде средняя цена машиноместа увеличилась на 20% – до 600 000 руб. Подробнее — в таблице 1.
Таблица 1. Рынок купли-продажи машиномест и его динамика в крупных городах России, 2021 год к 2020 году
Регион |
Изменение предложения |
Изменение спроса |
Средняя цена, руб. за объект |
Изменение цены |
Вся Россия |
17% |
35% |
650 000 |
8% |
Барнаул |
22% |
53% |
332 000 |
4% |
Волгоград |
36% |
28% |
600 000 |
20% |
Воронеж |
22% |
56% |
600 000 |
9% |
Екатеринбург |
16% |
41% |
450 000 |
13% |
Ижевск |
7% |
25% |
500 000 |
25% |
Иркутск |
-5% |
11% |
850 000 |
12% |
Казань |
7% |
44% |
480 000 |
7% |
Калининград |
32% |
56% |
600 000 |
20% |
Киров |
24% |
45% |
600 000 |
9% |
Краснодар |
27% |
58% |
500 000 |
16% |
Красноярск |
17% |
84% |
760 000 |
9% |
Москва |
19% |
41% |
950 000 |
7% |
Нижний Новгород |
-14% |
33% |
750 000 |
15% |
Новосибирск |
21% |
27% |
550 000 |
11% |
Омск |
22% |
68% |
225 000 |
-10% |
Пермь |
12% |
28% |
480 000 |
3% |
Ростов-на-Дону |
41% |
46% |
900 000 |
15% |
Рязань |
1% |
38% |
600 000 |
2% |
Самара |
7% |
10% |
700 000 |
25% |
Санкт-Петербург |
34% |
30% |
650 000 |
6% |
Саратов |
-13% |
-6% |
700 000 |
8% |
Симферополь |
13% |
68% |
1 250 000 |
25% |
Сочи |
10% |
52% |
1 400 000 |
65% |
Ставрополь |
6% |
19% |
650 000 |
18% |
Томск |
-17% |
2% |
600 000 |
-8% |
Тула |
0% |
-3% |
724 000 |
11% |
Тюмень |
44% |
59% |
500 000 |
11% |
Ульяновск |
13% |
45% |
300 000 |
7% |
Уфа |
6% |
21% |
580 000 |
5% |
Челябинск |
-5% |
39% |
495 000 |
3% |
Ярославль |
-21% |
4% |
550 000 |
6% |
На рынок купли-продажи гаражей в стране второй год продолжает влиять «гаражная амнистия»: Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект 26 января 2021 года, а реализация его началась осенью. Закон ввел упрощенный порядок регистрации прав на гаражи, построенные до введения в действие Градостроительного кодекса — ранее их владельцы испытывали проблемы с легализацией своего статуса и сделками купли-продажи. Ожидается, что принятые меры затронут порядка 3,5 миллиона объектов, а по состоянию на 30 декабря прошлого года таким правом воспользовались более 8,5 тысячи человек в стране. Больше всего – в республике Татарстан, где оформлено почти 800 объектов.
Кроме прямого назначения, россияне нередко использую гаражные постройки в качестве подсобок, мастерских, складов и даже производственных помещений для малого бизнеса. С этим может быть связано снижение числа выставленных на продажу гаражей: в 2021 году в обозреваемом интернет-сервисе представлено на 11% меньше объектов, чем годом ранее, а показатели спроса на них увеличились на 13%.
К примеру, в Москве, где по итогам 2020 года было зафиксировано снижение интереса к гаражам на 11%, в год принятия “гаражной амнистии”, напротив, была зафиксирована положительная динамика на те же 11%. При этом активнее всего интерес к покупке гаражей в прошлом году рос в Красноярске (+47%), Севастополе (+38) и Симферополе (+24%). В Калининграде произошло снижение показателей за год на 9%. Подробнее в — таблице 2.
Таблица 2. Рынок купли-продажи гаражей и его динамика, 2021 год к 2020 году
Регион |
Изменение предложения |
Изменение спроса |
Средняя цена, руб. за объект |
Изменение цены |
Вся Россия |
-11% |
13% |
270 000 |
8% |
Барнаул |
-18% |
16% |
265 000 |
6% |
Брянск |
-10% |
14% |
350 000 |
21% |
Волгоград |
-15% |
4% |
200 000 |
11% |
Воронеж |
-17% |
18% |
300 000 |
15% |
Екатеринбург |
-14% |
11% |
450 000 |
13% |
Ижевск |
-17% |
12% |
100 000 |
11% |
Иркутск |
-14% |
12% |
370 000 |
6% |
Казань |
-18% |
8% |
329 500 |
14% |
Калининград |
-18% |
-9% |
350 000 |
40% |
Киров |
-13% |
0% |
235 000 |
18% |
Краснодар |
-16% |
27% |
500 000 |
16% |
Красноярск |
-3% |
47% |
480 000 |
20% |
Москва |
-7% |
11% |
677 011 |
23% |
Нижний Новгород |
-20% |
8% |
350 000 |
21% |
Новосибирск |
-5% |
26% |
350 000 |
17% |
Омск |
-14% |
18% |
200 000 |
5% |
Пермь |
-12% |
13% |
250 000 |
4% |
Ростов-на-Дону |
-13% |
8% |
550 000 |
22% |
Рязань |
-14% |
22% |
300 000 |
0% |
Самара |
-17% |
9% |
350 000 |
17% |
Санкт-Петербург |
-7% |
8% |
280 000 |
22% |
Саратов |
-12% |
16% |
250 000 |
25% |
Севастополь |
-14% |
38% |
500 000 |
25% |
Симферополь |
-12% |
24% |
400 000 |
14% |
Сочи |
-5% |
10% |
2 800 000 |
56% |
Ставрополь |
-16% |
2% |
390 000 |
11% |
Томск |
-9% |
7% |
400 000 |
10% |
Тула |
-11% |
21% |
345 000 |
15% |
Тюмень |
-13% |
17% |
350 000 |
17% |
Ульяновск |
-15% |
8% |
250 000 |
9% |
Уфа |
-13% |
12% |
390 000 |
11% |
Челябинск |
-15% |
14% |
180 000 |
13% |
Ярославль |
-17% |
19% |
245 000 |
17% |
Темпы увеличения цен на гаражи сопоставимы с машиноместами: +8% по стране год к году, средняя стоимость объекта составила 270 тысяч рублей. Однако, в Сочи цены повысились в 1,6 раза, в Калининграде – на 40%, в Саратове и Севастополе – на четверть. В Калининграде средняя стоимость гаража по итогам прошлого года составила 350 000 рублей.
57% рынка гаражей в стране в 2021 году приходилось на кирпичные объекты, железобетонные и металлические гаражи составляли по 27% и 16% спроса и предложения соответственно.