В Калининграде в управлении Роспотребнадзора по Калининградской области сегодня, 28 января 2021 года, собкору KaliningradToday ответили на вопросы из читательской почты о недобросовестной практике заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики и оказании косметологических услуг:
— Как правило, события происходят следующим образом:
— если это косметологические услуги, потребителю предлагается воспользоваться бесплатной демонстрационной услугой, после которой ему предлагается заключить договор на прохождение курса аналогических услуг;
— если это косметические средства, потребителя знакомят с образцами продукции, брошюрами, каталогами, а затем предлагают приобрести целый набор представленной продукции.
В обращениях потребителей содержатся жалобы на оказание услуг некомпетентными специалистами, осуществляющими косметологическую процедуру с использованием специальных средств, отсутствие у организации лицензии на медицинскую деятельность и прочее.
Так как в большинстве случаев стоимость таких товаров и услуг в значительной степени превышает финансовые возможности потенциальных покупателей, им предлагается оплатить товары или услуги с использованием кредитных средств. А для того, чтобы потребитель не сумел должным образом оценить свои возможности для последующего погашения кредита, могут использоваться отвлекающие средства, такие как шумные презентации, большое количество «бесплатных» подарков, громкая или же наоборот успокаивающая музыка и прочее.
Доверчивые потребители, не успев осознать сложившейся ситуации, подписывают кредитные договоры, и только после внимательного прочтения документа начинают предпринимать попытки по отказу от заключенных договоров.
Однако при обращении в организацию, с которой у них заключен договор купли-продажи и (или) на оказание услуг, с требованием о расторжении договоров, представители организации дают резкий отказ.
Такие действия представителей организации не всегда являются законными!
Так, согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В соответствии со ст. 12 Закона если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. А также согласно п. 4 данной статьи при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).
Согласно ст. 25 Закона потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Однако следует учесть, что парфюмерно-косметические товары включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. № 2463.
Разъясняем, что в силу ст. 11 Федерального закона от 21.12.2013 г. №353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» заемщик в течение тридцати календарных дней с даты получения потребительского кредита (займа), предоставленного с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели, имеет право вернуть досрочно кредитору всю сумму потребительского кредита (займа) или ее часть без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за фактический срок кредитования. По истечении указанного срока — не менее чем за тридцать календарных дней до дня возврата потребительского кредита (займа), если более короткий срок не установлен договором потребительского кредита (займа).
Кроме того, обращаем внимание, что расторжение договора купли – продажи и (или) договора об оказании услуг не влечет автоматическое расторжение кредитного договора. В связи с чем следует уточнить у кредитной организации, была ли полностью погашена Ваша задолженность и (при возможности) получить письменное подтверждение этого.