Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оказалась в центре, мягко говоря, неприятной истории с рыбными квотами.
Через череду судов это федеральное ведомство добилось возможности реализовать на аукционе квоту на вылов 60 тысяч тонн минтая и сельди. Но отказалось от победы, когда в дело вмешалась фирма зятя Геннадия Тимченко — Глеба Франка.
Эта пикантная история проистекает с 2017 года. В том году собственника АО «ДМП-РМ» Дмитрия Дремлюгу признали иностранным собственником этого акционерного общества по причине установления за ним иностранного гражданства.
Вследствие этого его предприятие лишилось права на вылов водных биологических ресурсов на территории России. Именно тех шестидесяти тысяч тонн минтая и сельди, квоту на добычу которых после случившегося должны были продать на аукционе.
Для юридического оформления решения антимонопольщики подали иск в суд и проиграли. Поражение они потерпели и в арбитражном суде, в котором председательствовал судья И. Н. Уточкин. Одначе кассационную жалобу ФАС выиграла.
Дело оставалось за малым. Ведомству следовало отправить в Росрыболовство предписание о лишении ДМП-РМ рыбной квоты. Но этого, увы, не произошло ибо в цепи взаимоотношений ФАС — ДМП-РМ возникла «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК), главным владельцем которой является упомянутый Глеб Франк — зять влиятельнейшего Геннадия Тимченко.
Оказалось, что в 2018 году РРПК выкупила ДМП-РМ. И ФАС внезапно подобрела, отказавшись от плодов судебной победы и права выставить квоту на аукцион. Антимонопольное ведомство, повторимся, не взирая на победу в суде над ДМП-РМ, подписала с побежденными «мировое соглашение». В нём владельцы РРПК признаются добросовестными выгодоприобретателями. И посему квота АО «ДМП- РМ» отписывается им, а если не ходить вокруг да около — Глебу Франку.
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) — в растерянности от такого «мирового соглашения» между ФАС и АО «ДМП-РМ». Ведь антимонопольщики при любом удобном случае утверждают об отсутствии в рыболовецкой отрасли подлинной конкуренции. С этой целью вещается о насущной важности продажи квот на вылов рыбы через аукционы. Однако в случае с РРПК из-под аукциона, читай — из-под закона, вывели, шутка ли (!), 60 тысяч тонн рыбы.
— Выходит, что ФАС создает эксклюзивные условия для ДМП-РМ в ущерб другим, — развел руками Герман Зверев.
В своих сомнениях он не одинок. Прокуратура Москвы сочла «мировое соглашение» несоответствующим законодательству.
В судебном заседании Арбитражного суда Москвы, где председательствовал тот же Уточкин, 8 февраля рассматривали иск АО «ДМП-РМ» к Федеральной антимонопольной службе. ФАС заявила, что ведомству нужно дополнительное время с целью изучения протеста прокуратуры. Уточкину на весь «процесс» хватило 5 минут. Он назначил следующее заседание на 1 марта.
Близка развязка драмы с душком? Жизнь покажет. Во всяком случае, наша редакция будет следить за сомнительным сюжетом.