Обычное дело: придумана новая технология и бизнес-идея. Авторы создают стартап, находят под него деньги, запускают проект. И узнают, что технология и аналогичный бизнес уже существуют на рынке. На каком этапе могла произойти утечка? И как защитить идею от копирования недобросовестными конкурентами?
Патент: не панацея, но необходимость. Если вы полностью доверяете своей команде и окружающим, с которыми обсуждаете идею, то утечка может произойти и во время презентации проекта потенциальным инвесторам. Тем более что это происходит не тет-а-тет с бизнес-ангелом, а на открытых конференциях, где достаточно много людей, в переписке с участием ряда адресатов.
Первое и главное, что нужно понять: саму по себе бизнес-идею защитить от копирования патентом не получится. Он может защитить лишь результат, полученный по итогам реализации этой идеи. Отсюда вывод: если вам пришла в голову идея продукта, услуги или бизнеса, то ее надо срочно оформлять в виде бизнес-плана и начинать искать под него инвестора. А пока ищете, выделить определенный объем собственных средств на создание опытного образца. Его нужно смело нести в Роспатент и оформлять патент — сделать это может как сам изобретатель и разработчик модели, так и его представитель, член будущей бизнес-команды.
Для подачи заявки в Роспатент необходимы:
1) заявление о выдаче патента с указанием автора полезной модели и заявителя;
2) описание полезной модели, раскрывающее ее сущность с полнотой, достаточной для осуществления специалистом в данной области техники;
3) формула полезной модели, относящаяся к одному техническому решению, ясно выражающая ее сущность и полностью основанная на ее описании;
4) чертежи, если они необходимы для понимания сущности полезной модели;
5) реферат.
Следующим шагом является расчет размера патентной пошлины, для чего можно воспользоваться соответствующей формой на сайте Роспатента.
Подать заявку можно как в печатном, так и в электронном виде. Сроки рассмотрения не регламентированы — в среднем могут занимать до 12 месяцев для изобретений и два месяца для полезных моделей. Патент выдается в течение двух недель с момента госрегистрации. Срок его действия на изобретение составляет 20 лет, на полезную модель — 10 лет.
Ноу-хау и коммерческая тайна. Помимо патентования есть еще один эффективный способ охраны бизнеса и ноу-хау — это режим коммерческой тайны и заключенное в его рамках соглашение о неразглашении. Очевидно, что до разработки опытного образца инновационным стартапам стоит придерживаться именно этого формата. А еще лучше реализовывать этот режим на протяжении всего жизненного цикла организации.
В процессе поиска инвесторов целесообразно заключать с ними соглашение о порядке ведения переговоров, в рамках которого четко прописывать конфиденциальность и ответственность за распространение определенной информации.
Также можно представить информацию о бизнес-идее в форме ноу-хау или «секрета фирмы», то есть информации технического, экономического, производственного, организационного характера, которой владеет лишь собственник бизнеса, при этом обязанность по неразглашению данного ноу-хау можно защитить режимом коммерческой тайны.
В чем выгода? Внимательность и отсутствие ошибок во время переговоров сохранит не только возможность развития стартапа и личные средства участников, которые вложены в разработку и реализацию идеи. Здесь мы можем говорить о суммах от нескольких десятков тысяч до миллионов рублей в зависимости от сложности опытного образца.
В любом случае возможности защиты бизнес-идей есть, главное — уметь ими правильно пользоваться. Ну и помнить, что крылатое выражение «болтун — находка для шпиона» не теряет актуальности в современном бизнесе.
Михаил Хачатурян, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций РЭУ имени Г. В. Плеханова, специально для KaliningradToday (Калининград).