В Калининграде в облдуме 16 мая состоялось заседание круглого стола на тему: «О перспективе развития транспортно-логистического комплекса Калининградской области».
Инициатором дискуссии стал постоянный комитет облдумы по экономической политике и развитию инфраструктуры.
В мероприятии приняли участие Заместитель Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном Федеральном округе Балашов Роман, председатель облдумы Марина Оргеева, министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова, депутаты, эксперты, транспортники, представители бизнес-структур и Калининградской железной дороги.
Как отметил, открывая дискуссию, Александр Никулин, развитие транспортно-логистического комплекса – одно из важнейших направлений, без которых невозможно стабильная экономика региона. В ходе дискуссии предстоит обозначить не только перспективу отрасли, но проблемные вопросы.
О текущем состоянии и перспективах развития транспортной системы Калининградской области рассказала министр развития инфраструктуры Елена Дятлова. По словам министра, основными стратегическими направлениями развития транспортной системы региона являются увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям; повышение конкурентоспособности транспортной системы, реализация ее транзитного потенциала; развитие пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Дорожный фонд Калининградской области в 2017 году составил 4,7 млрд рублей и вырос более чем на треть по сравнению с 2016 годом. При этом Калининградская область занимает первое место в Северо-Западе по такому показателю, плотность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения с твердым покрытием, прокомментировали собкору в Калининграде сегодня, 17 мая 2018 года, в пресс-службе облдумы.
За короткий период был выполнен капитальный ремонт федеральной трассы Калининград-Черняховск-Нестеров от пос. Талпаки до пос. Междуречье протяжённостью более 12 км, завершена реконструкция участка от Калининграда до пос. Холмы под 4 полосы движения. Рассматривается вопрос строительства обхода г. Черняховска протяжённостью чуть менее 40 км, обхода пос. Талпаки (5,5 км), в дальнейшем обхода г. Нестерова.
Основными мероприятиями по устранению перегрузки дорожной сети Калининградской области являются реконструкция существующих автомобильных дорог, а также строительство автомобильных дорог и транспортных развязок.
В 2017 году в Калининградской области состоялось совещание по вопросу «О развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России» в рамках проведения которого Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была поддержана необходимость продолжения строительства следующих очередей Кольцевого маршрута в направлении города Балтийска, города Светлого с выходом на Северный обход города Калининграда.
Маршрут позволит соединить город Балтийск – важнейший форпост России, место базирования Балтийского флота, город Светлый с расположенными там крупнейшим предприятиями через Северный обход города Калининграда с ответвлениями трансъевропейских транспортных коридоров «Рига-Калининград-Гданьск», «Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград» и федеральной сетью автомобильных дорог: Калининград-Черняховск-Нестеров, Гвардейск-Неман до границы с Литовской республикой.
В 2017 году в рамках государственной программы Калининградской области «Развитие транспортной системы» по капитальному ремонту и ремонту дорог регионального значения проводились работы на объектах общей протяженностью 172,6 км.
Кроме того, внимание будет уделяться развитию сети автомобильных дорог, ведущих к «точкам роста» Калининградской области – индустриальным паркам и промзонам, находящимся внутри них.
Объем грузоперевозок автомобильным транспортом в 2017 году увеличился по сравнению с 2016 годом более, чем на 5 %.
Всего на территории региона насчитывается около трехсот предприятий, имеющих в своем распоряжении грузовые автомобили, в том числе 114 осуществляющих перевозочную деятельность на коммерческой основе. Данные предприятия имеют на своем балансе более 110 тысяч единиц автотранспортных средств.
Пассажирские перевозки по маршрутам межмуниципальной автобусной маршрутной сети регулярных перевозок осуществляются 14 предприятиями/группами компаний, из которых 12 являются частными и 2 – муниципальными, маршрутная сеть включает в себя 118 маршрутов, которые ежедневно обслуживают более 300 автобусов большой, малой и средней вместимости.
Главам муниципальных образований поручено создать муниципальные сборные маршруты автомобильных перевозок для подвоза пассажиров к ключевым остановочным пунктам межмуниципальных маршрутов автомобильных перевозок.
Калининградской железной дорогой реализуется несколько перспективных проектов, в том числе прорабатывается вопрос организации транзитных контейнерных перевозок Китай – Европа – Китай через российско-польские пограничные переходы с перегрузом контейнеров на железной дороге.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» реализуется проект «Строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области.
Аэропорт «Храброво» является вторым по объему пассажирских перевозок на территории Северо-Западного федерального округа (после аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге). Наблюдается стабильный рост объемов перевозок пассажиров и грузов воздушным транспортом. В 2017 году аэропортом обслужено около двух миллионов пассажиров.
Совокупная доля мощности транспортного комплекса Калининградской области, задействованной в грузовых перевозках, в 2017 году составила 39% что показывает высокий потенциал транспортной отрасли региона.
О проблемах грузового транзита через территории Литовской Республики и Республики Беларусь рассказал советник Губернатора Калининградской области по инвестиционной политике Андрей Горохов.
По мнению эксперта, одной из ключевых проблем Калининградской области является транзитный разрыв с основной территорией страны. «Обеспечение эффективной транспортной связности эксклавных территорий с «материнской» территорией – предмет специальной политики самых разных государств. Однако в отношении Калининградской области такой политики до сих пор не выработано. За примерами далеко ходить не надо:
— Калининградские логистические компании не были включены в список компаний, для которых снижен резидентский порог по вхождению в Особую экономическую зону. Можно сделать вывод, что ключевую отрасль для жизнедеятельности региона государство не считает приоритетной, » — считает эксперт.
Он предложил создать свободный порт Калининград по модели свободного порта Владивосток, вернуться к необходимости строительства глубоководного порта в регионе, вернуться к вопросу компенсации издержек калининградских предприятий по грузовому автомобильному транзиту через Литву, а также по таможенному и другим оформлениям, снизить таможенные и административные барьеры. «Эти и другие изменения должны осуществляться в соответствии с единой Стратегией развития транспортно-логистического комплекса калининградского эксклава», — отметил Андрей Горохов.
Вице-президент ООО «ДСВ Транспорт», депутат областной Думы Леонид Степанюк рассказал о роли транспортно-логистического комплекса в обеспечении жизнедеятельности и развитии ОЭЗ Калининградской области, как исключительной эксклавной территории Российской Федерации. По мнению депутата, паром должен быть универсальным, для перевозки грузов всеми видами транспорта. В свете строительства грузопассажирского порта Пионерский, совместно с государственными контролирующими органами и представителями КО под руководством Губернатора Калининградской области создание комплекса мер (дорожной карты) по сокращению и упрощению формальностей и контроля при перемещении транзитных грузов по территории Калининградской области. Это позволит значительно увеличить оборот транспортно-логистического комплекса Калининградской области, привлечь пассажиро- и грузопотоки на вновь построенную транспортную инфраструктуру, повысить конкурентоспособность данного направления.
О проблемах и перспективах развития транзитного потенциала Калининградской железной дороги рассказал заместитель начальника Калининградской железной дороги Алексей Гринелевич.
Депутат областной Думы Александр Орехов в ходе обсуждения акцентировал внимание на формировании тарифов при перевозке грузов.
Все предложения по итогам обсуждения будут обобщены и лягут в основу рекомендаций, вынесенных на заседание Думы Калининградской области.