В Калининграде 15 ноября состоялось заседание постоянного комитета Законодательного собрания Калининградской области по экономической политике и развитию инфраструктуры представлен прогноз социально-экономического развития региона на 2023 год и на период до 2025 года.
Докладчиком по вопросу выступила министр экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Вероника Лесикова.
Как отмечено, базовый вариант прогноза предполагает ускоренное восстановление экономики с наращиванием темпов роста отраслей экономики и выходом на траектории роста уже начиная с 2023 года, повышением производительности труда, ростом частных инвестиций.
В первую очередь, этому будут способствовать реализация комплекса как федеральных, так и региональных мер поддержки.
Рост ВРП будет обеспечен за счет запуска новых инвестиционных проектов, в том числе на площадках индустриальных парков, реализации различных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Субъекты МСП уже создают более трети добавленной стоимости, а с учетом полученных федеральных средств в размере 5,5 млрд рублей планируется поддержать более 50 проектов, что может увеличить вклад малого бизнеса в ВРП в прогнозном периоде. Рост ВРП ожидается с 2023 года и составит 3,4%, прокомментировали в Калининграде сегодня, 16 ноября 2022 года, собкору KaliningradToday в пресс-службе Законодательного собрания Калининградской области.
Наибольшее снижение в 2022 году отмечается в автомобилестроении. Руководство ГК «АВТОТОР» предпринимает максимальные усилия, чтобы сформировать отношения с новыми партнерами. Кроме того, переговоры, со старыми партнерами – KIA и Hyundai. До конца 2022 года планируется вывести на производство новые модели новых брендов с перспективой выхода на объем выпуска в 2023 году порядка 50-70 тысяч автомобилей.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Калининградской области связано с развитием собственной сырьевой базы и реализации значимых инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению в агропромышленном комплексе. В 2022 году завершается реализация крупного инвестиционного проекта по производству замороженных мясных полуфабрикатов и готовых блюд (ООО «Мираторг-Запад»). В 2023-2025 годах продолжится реализация инвестиционных проектов в сфере пищевой промышленности (в том числе переработка молока, производство мясных полуфабрикатов, переработка и консервирование рыбы).
Основными центрами роста обрабатывающих производств в Калининградской области в среднесрочной перспективе станут государственные индустриальные парки. Резидентами индустриального парка «Храброво» являются 29 компаний с суммарным объемом инвестиций 18,6 млрд рублей. Планируется создать свыше 3 тыс. рабочих мест. В 2022 году в ИП «Храброво» открылся завод ООО «Ампертекс». Это динамично развивающийся стартап по производству уникальной нагревательной нити, которая может использоваться в различных областях – от космонавтики до бытовых нужд, например, для обогрева автомобилей либо при отделке зданий. Проект предполагает объем инвестиций 324 млн рублей, количество рабочих мест – 50.
Резидентами индустриального парка «Черняховск» являются 5 компаний с суммарным объемом инвестиций 30 млрд рублей. Всего планируется создать 1 734 рабочих места. Крупнейшим резидентом стал «Энкор Групп» с проектом создания промышленного комплекса по производству солнечных батарей с объемом инвестиций порядка 24,5 млрд рублей и планируемым числом занятых более 1 000 человек. В 2023-2024 году завод начнет свою работу. Таким образом, по итогам агрегированный индекс промышленного производства в период 2023-2025 годов составит от 104,9% до 110,8%.
Предполагается ежегодное увеличение объемов ввода жилья. Так, в 2023 году прогнозируется ввод на уровне 1150 тыс. кв. м жилья и на уровне 1 217 тыс. кв. м — в 2024 и 2025 годах. Вместе с тем, есть риски недостижения указанных показателей в связи выросшим за 9 месяцев 2022 года объемом незавершенного строительства (с 36 до 187 тыс. кв. м).
Реализуемые новые проекты в сфере АПК обеспечат устойчивые темпы развития сельского хозяйства, однако динамика показателя будет умеренная. В 2023-2025 годах прирост объёмов производства в сельском хозяйстве в среднем за год составит от 1,3% до 1,9%.
В прогнозном периоде ожидается постепенный рост показателей развития транспортного комплекса, рост пассажироперевозок. Кроме того, продолжается взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по дальнейшему наращиванию провозных способностей морских линий в калининградском направлении.
Продолжится реконструкция II очереди Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северный обход города Калининграда) 2 этап строительства — от транспортной развязки на Зеленоградск до транспортной развязки на Балтийск включительно.
По итогам 2023 года темп роста потребительских цен прогнозируется на уровне 5,8% (на конец года) с учетом продолжения восстановления потребительской активности, умеренного ослабления рубля, а также удорожания потребительского импорта из-за дополнительных транспортно-логистических издержек импортеров.
В сфере обрабатывающих производств суммарный объем инвестиций в прогнозном периоде составит порядка 70 млрд рублей. Планируется реализация целого ряда инвестпроектов в различных секторах машиностроения, в том числе проекты по модернизации ГК «Автотор», создание ООО «Энкор Групп» современного инновационного промышленного комплекса по производству фотовольтаической продукции, строительство завода по производству литий-ионных ячеек и систем накопления энергии ООО «Ренера», а также ряд других проектов.
В 2023 году планируется завершить строительство международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский.
Продолжится реализация проектов в сфере дорожного строительства. Крупнейшим проектом является строительство (реконструкция) Кольцевого маршрута, который будет продолжаться в прогнозном периоде. Сейчас активно ведутся работы на Северном обходе г. Калининграда. Автомобильная дорога регионального значения «Северный обход г. Калининграда» является частью окружной автодороги вокруг областного центра, а также проекта строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов Калининграда.