В Калининграде сегодня, 9 ноября 2017 года, состоялись публичные слушания по проекту бюджета городского округа «Город Калининград» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Последние 10 лет рассмотрению основного финансового документа года обязательно предшествуют слушания с участием депутатов областной думы, представителей общественных организаций, горожан с активной жизненной позицией.
Председатель комитета экономики, финансов и контроля Наталья Дмитриева начала доклад с рассмотрения основных итогов социально-экономического развития города в 2016 году и первом полугодии 2017 года. «Калининград в 2017 году, как и в предыдущие 2014 — 2016 годы, развивался в непростых экономических условиях, сложившихся в российской экономике в результате осложнения геополитической обстановки, введения перекрестных санкций, прокомментировали в Калининграде сегодня, 9 ноября 2017 года, собкору KaliningradToday в горсовете.
Однако, несмотря на неблагоприятные экономические условия, социально-экономическая ситуация в 2017 году в целом характеризовалась положительной динамикой большинства ключевых показателей по сравнению с предыдущим 2016 годом. Объем инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних организаций г.Калининграда за I полугодие 2017 года составил 23 192,8 млн. рублей (за I полугодие 2016 года – 10 530,4 млн рублей). Это связано, прежде всего, со значительным увеличением инвестиций в добычу полезных ископаемых, а именно, развитие «Лукойлом» нефтяной и газовой промышленности», — сообщила Дмитриева.
Общий объем как доходов, так и расходов, на 2018 год предлагается утвердить в сумме 10,9 млрд рублей. В представленном проекте не учтены безвозмездные поступления из бюджетов других уровней и других источников в полном объеме. Их размеры будут уточняться в течение года. Бюджет на 2018 год запланирован без дефицита. Это вызвано тем, что у города высокий уровень муниципального долга — более 5 млрд рублей. Затраты на его обслуживание в 2018 году составят более 380 млн рублей.
По сравнению с уточненным планом за 2017 г. в 2018 г. прогнозируется увеличение НДФЛ на 120 миллионов рублей, или на 3,6%; поступление налогов на имущество — на 184 миллиона 800 тыс. рублей, или на 19,5%.
Что же касается расходов — бюджет в 2018 году остается социально направленным. Расходы на социально-культурную сферу составят более 61 % от общего объема трат.
Традиционно самая расходная часть бюджета – образование – 5,8 млрд. рублей или более половины расходов бюджета, это на 6 % больше, чем в текущем году. На развитие дорожного хозяйства планируется направить — 1,1 млрд рублей, на финансирование жилищно-коммунального хозяйства — более 1 млрд рублей.
В соответствии с Бюджетным кодексом России проект бюджета городского округа «Город Калининград» сформирован в программной структуре расходов. Программы – это ключевой механизм привлечения средств вышестоящих бюджетов. Калининград на протяжении многих лет успешно привлекает средства федерального и областного бюджетов на развитие инфраструктуры, решение проблем городского хозяйства, благоустройство.
В 2018 городе будут действовать 15 муниципальных программ, 14 из которых требуют финансирования. В целом 9,2 млрд. рублей или более 84% бюджета будет направлено на выполнение программных мероприятий. На реализацию адресной инвестиционной программы в 2018 году предусмотрено 743 млн.рублей. Эти средства предназначены для проектирования, реконструкции и строительства 20 объектов.
«Бюджет, по большому счёту, остаётся социально направленным, — прокомментировал глава города Александр Ярошук. — Все льготы, которые город предоставлял, мы оставили. Я считаю, что это нельзя назвать бюджетом развития, тем не менее, заложены средства по востребованным статьям и программам. Таким, как ремонт дорог, тротуаров, благоустройство территорий. От многого приходится отказываться, ставить приоритеты. Это ситуация не только в Калининграде, но и везде по России. Расходы растут. На социальную сферу в несколько лет назад выделяли по миллиарду, сейчас – более 6 миллиардов. Построены новые учреждения, требуются расходы на их содержание. Поэтому и расходная часть растёт. Чудес не бывает».
Отвечая на вопрос журналистов, Александр Ярошук также рассказал о том, что планируется приобрести в лизинг технику для муниципального предприятия «Чистота». «В этом году уже будем закупать технику для МП «Чистота». Всесезонное оборудование, в том числе. Потихоньку начинаем материальную базу обновлять. К сожалению, не в том количестве, как бы нам хотелось».
Из других запланированных расходов на 2018 год можно отметить:
— 31 млн руб. — на реконструкцию набережной Карбышева;
— 27 млн руб. будет выделено на ремонт Медового моста;
— 20 млн руб. заложено на обустройство новых остановочных пунктов, 1,5 млн руб.– на ремонт существующих;
— 10 млн руб. планируется выделить на поддержку молодых семей.
«Неналоговая часть бюджета из года в год сокращается, поскольку формируется из доходов от продажи муниципального имущества, — отметил председатель городского Совета Андрей Кропоткин. — Что касается социальной направленности, то такой большой показатель в том числе из-за строительства новых школ. На эти цели предусмотрено 516 млн рублей». Председатель городского совета также особо отметил следующие статьи расходов:
— 2,517 млрд руб. выделено на ЖКХ;
— 281 млн руб. – капитальный ремонт дорог (+576 млн руб. доли федерального и областных бюджетов);
— 185 млн. руб. – ремонт дорог;
— 290 млн руб. выплаты по новым, взятым в лизинг автобусам;
— 235 млн руб. заложено на 3 квартала 2018 года в части льгот по проезду;
— 30 млн руб. выделено на осуществление проекта «Электронный билет».
«86 млн рублей планируется направить на выполнение обязательств по решениям судов в части капитального ремонта многоквартирных домов. Это больше чем в 2017 году, но предписаний выписано больше чем на 600 млн и долг тянется с 2013 года, — прокомментировал Андрей Кропоткин. 60 млн. руб. выделено на переселение граждан и ветхого и аварийного жилья (в этом году было порядка 100 млн рублей). К сожалению, на ремонт тротуаров в следующем году выделено мало средств – всего 33 млн. руб. против 78 млн руб. в этом году. Надеюсь, что в течение года удастся изыскать дополнительные средства», — сказал председатель горсовета Андрей Кропоткин.
Как отметил председатель комиссии горсовета по бюджету и муниципальной собственности Олег Быков, бюджет города принимается в условиях публичности.
«Мы не замалчиваем проблемы, а ищем пути их решения. Анализируя цифры проекта основного документа городского округа, должен отметить, что при довольно оптимистичном исполнении бюджета 2017 года в 2018 году планируется сдержанный рост собственных доходов. По моему мнению, бюджет-2018 нацелен, в основном, на стабилизацию экономики. В числе бюджетных приоритетов — выполнение «майских указов» Президента Российской Федерации, обеспечение сбалансированности бюджета, недопущение роста муниципального долга. Также среди приоритетов, заложенных в главном финансовом документе города, значится завершение проектов, связанных с подготовкой к матчам чемпионата мира по футболу 2018 года».
Сегодня же, по окончании публичных слушаний, проект бюджета начали рассматривать в депутатских комиссиях городского совета.
Как отметили члены комиссий: по бюджету и муниципальной собственности; по местному самоуправлению и социальной политике, предварительный анализ доходной части бюджета 2018 года показывает, что новых значительных источников повышения доходов в городе не предвидится. То есть, как в последние годы, на первый план выходит задача экономии и эффективного использования бюджетных средств, совершенствование системы контроля за их расходованием.
В рамках компетенции депутатов городского совета для этого предполагается:
— рассмотреть возможность сохранения основных социальных льгот, поддержки участников Великой Отечественной войны и штурма Кенигсберга, индексации пособий и стипендий;
— проанализировать ресурсное обеспечение муниципальных программ в разрезе основных мероприятий;
— не допустить увеличения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес;
— определить приоритеты работы в округах на основе обращений жителей, запросов от школ и детских садов, результатов анализа состояния придомовых территорий;
— выстроить эффективное взаимодействие с комитетами и управлениями администрации городского округа.