Следствие – о борьбе с преступлениями коррупционной направленности

В Калининградской области с начала 2021 года следователями регионального управления СКР возбуждено 50 уголовных дел коррупционной направленности.

imageВсего в производстве следователей находились 126 уголовных дел, направлено в суд 38 уголовных дел о 91 преступлении коррупционной направленности.

В общем массиве направленных в суд уголовных дел преобладают дела о следующих преступлениях: дача взятки – 15; получение взятки – 5, коммерческий подкуп – 4; мошенничество – 3, посредничество во взяточничестве — 3 и т.д.

К уголовной ответственности по уголовным делам о коррупционных преступлениях привлечено 43 лица, прокомментировали в Калининграде сегодня, 9 декабря 2021 года, собкору KaliningradToday в СУ СКР  по Калининградской области. В их числе — 23 человека, не являющихся должностными лицами, 5 сотрудников УМВД, 2 сотрудника УФСИН, 1 сотрудник УФССП, 4 должностных лица органов местного самоуправления; 5 лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях, 1 сотрудник Росреестра.

По уголовным делам о коррупционных преступлениях в целях обеспечения исполнения приговора в части возможного штрафа и возможной конфискации имущества следствием наложен арест на имущество на общую сумму свыше 1,3 млн рублей, возмещено 60 млн причиненного коррупционными преступлениями материального ущерба.

Примером эффективной совместной работы следственных органов региональных управлений СКР и ФСБ являются расследованные уголовные дела в отношении трех жителей региона, один их которых ранее являлся оперативным сотрудником регионального управления ФСБ. В отношении всех троих в этом году состоялись обвинительные приговоры.

41-летний Николай Касабов, его 31-летний знакомый Сергей Малахов-Чернышев и 44-летний экс-сотрудник регионального управления ФСБ Роман Кравченко в зависимости от роли каждого признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере), двух эпизодах преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере) и ч. 4 ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере).

Следствием и судом установлено, что с июня по декабрь 2019 года осужденные на систематической основе получали от представителей организации, оказывающей услуги почтовой и курьерской связи денежное вознаграждение, якобы предназначавшееся в качестве взятки должностным лицам правоохранительных органов Калининградской области и Белоруссии взамен на беспрепятственное перемещение через границу и последующий транзит через территорию Белоруссии отправляемых грузов.

В действительности же, злоумышленники полученные денежные средства в общей сумме 810 тысяч рублей передавать никому не собирались и оставили их себе.

Кроме того, осенью 2019 года, Касабов, выступая в качестве посредника, получил от представителя одной из фирм региона, специализирующейся на производстве и реализации табачной продукции, 1,2 млн рублей для их последующей передачи в качестве взятки должностным лицам правоохранительных органов региона за общее покровительство в деятельности фирмы, часть из которых, в сумме 600 тысяч рублей, передал Кравченко через еще одного посредника. Уголовное дело в отношении которого прекращено в соответствии с примечанием к статье 291.1 УК РФ (далее – Примечанием), поскольку он активно способствовал раскрытию преступления и добровольно сообщил о посредничестве во взяточничестве, а остальные денежные средства оставил себе.

Кравченко же, в свою очередь, обещавший, пользуясь прошлыми связями в региональном управлении ФСБ и других правоохранительных органах, якобы передать взятку, ввел посредников в заблуждение и денежные средства в сумме 600 тысяч рублей оставил себе.

Кроме того, Касабов и второй посредник, поняв в процессе совершения посредничества во взяточничестве, что представитель указанной табачной фирмы заинтересован на систематической основе продолжить передавать в качестве взяток денежное вознаграждение сотрудникам правоохранительных органов взамен на беспрепятственное осуществление деятельности и общее покровительство, обманули мужчину в своей готовности этому поспособствовать и под этим предлогом продолжили получать от него денежные средства, общая сумма которых в итоге составила 1,4 млн рублей. Деньги злоумышленники оставили себе.

Аналогичным образом Касабов совместно с лицом, уголовное дело в отношении которого прекращено в соответствии с Примечанием, в феврале-мае 2020 года получил от представителя строительной фирмы денежные средства в размере 4,5 млн рублей, опять же якобы предназначавшиеся на этот раз сотрудникам УЭБ и ПК УМВД России по Калининградской области взамен на прекращение проверки деятельности фирмы. В действительности же, указанные денежные средства Касабов и его подельник передавать никому не собирались и распорядились ими по своему усмотрению.

Приговором Ленинградского районного суда города Калининграда Касабову назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы с отбытием в исправительной колонии строгого режима. Малахов-Чернышев и Кравченко приговорены к условному наказанию в виде 2 и 2 лет 4 месяцев лишения свободы с испытательным сроком 1 год 6 месяцев и 2 года 4 месяца соответственно. Все три приговора вступили в законную силу.