34% ВРП Калининградской области формирует малый бизнес

В Калининграде 15 ноября состоялось заседание комитета Законодательного собрания по Калининградской области по экономической политике и развитию инфраструктуры.

imageДепутаты заслушали прогноз социально-экономического развития Калининградской области на 2024 год и на период до 2026 года. Законодателям документ представила первый заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Анастасия Абрамова.

Ею отмечено, что базовый вариант прогноза построен на основе данных от органов государственной власти, планах по заявленным инвестиционным проектам, рискам, связанным с геополитической ситуацией и введением санкционных ограничений.

Рост валового регионального продукта (ВРП) будет обеспечен за счет запуска новых инвестиционных проектов, в том числе на площадках индустриальных парков. В прогнозном периоде ожидается рост показателей в сфере торговли и услуг, что во многом будет обусловлено за счет активно развивающейся сферы туризма.

Более трети ВРП региона (34,4%) формирует малый бизнес, а значит росту ВРП будет способствовать продолжение различных программ развития малого и среднего предпринимательства, работа по проектам-маякам. Прирост от ускоренного развития по 5 приоритетным направлениям (промышленность, АПК, туризм, здравоохранение и экология) составит по оценке порядка 80 млрд прироста валовой добавленной стоимости в 2026 году по сравнению с 2021 годом.

С учетом перспектив развития всех отраслей рост ВРП в 2024–2026 годах прогнозируется в интервале 4,3–5,6%. В соответствии с прогнозируемой динамикой темпов роста расчетный объем ВРП в 2024-2026 годах составит 800–900 млрд рублей.

Анастасия Абрамова назвала ряд проектов, реализация которых характеризует рост производства в регионе.

В частности, в 2024 году предприятия группы компаний планируют запуск второй линии на заводе по производству замороженных полуфабрикатов из мяса птицы. Группой компаний уже начата реализация крупномасштабного проекта по производству картофеля и выпуску из него готовых замороженных кулинарных продуктов.

В планах другой другой группы компаний — увеличить объем выпуска автомобилей до 110 тыс. в 2024 году и до 130 тыс. автомобилей в 2026 году. В 2024 году компания дополнительно планирует старт производства электромобиля собственной разработки.

Развитию отрасли будет способствовать увеличение производства грузовых полуприцепов ещё одной компанией. В 2024-2025 годах ожидается рост производства в сфере электротехнической промышленности.

Планируется рост инвестиций в добыче полезных ископаемых. Компания из этой сферы осуществляет капитальные вложения в месторождения на шельфе. Активно развиваются сельское хозяйство и рыболовство, туризм. За счет бюджетных средств будет продолжено строительство (реконструкция) объектов дорожной инфраструктуры и берегозащиты.

По состоянию на сентябрь 2023 года заявлено к реализации на период по 2026 год включительно свыше 400 различных проектов, в том числе проекты резидентов ОЭЗ Калининградской области, а также 82 проекта субъектов МСП, которые стартовали благодаря полученной федеральной субсидии в 2022 году в размере 5,5 млрд рублей.

В прогнозном периоде планируется реализация проектов не только в реальном секторе, но также и в социальной сфере (включая объекты здравоохранения, образования, культуры). Среди значимых проектов были названы завершение строительства Онкологического центра, а также строительство кампуса БФУ им. И. Канта.

С учетом досчета на потенциальные инвестиции субъектов МСП, а также предполагая, что в регион будут привлечены новые инвесторы, ежегодные объемы инвестиций в основной капитал в 2024-2026 годах прогнозируются от 183,7 до 209,4 млрд рублей в год, прокомментировали в Калининграде собкору KaliningradToday в пресс-службе Законодательного собрания Калининградской области.

По итогам 2024 года темп роста потребительских цен прогнозируется на уровне 4,9 процентов.

В базовом варианте в 2024-2026 годах при заданных уровнях инфляции и заданных темпах роста реальной заработной платы на уровне 102,8% — 103,2% в номинальном выражении заработная плата составит 58 533 — 67 846 рублей.

В ходе обсуждения прогноза депутаты задали ряд вопросов. Валерий Макаров обратил внимание на индекс промышленного производства, Павел Федоров – на прогноз по инвестициям, Андрей Лыжов – на необходимость принимать в расчет региональный судостроительный кластер, руководитель рабочей группы общественного совета Алексей Елаев – на прогноз выхода промышленного производства на доковидный уровень 2021 года.

После принятия прогноза социального-экономического развития области к сведению, члены комитета рассмотрели проект областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов.

Основные параметры проекта главного финансового документа региона и направления расходования бюджетных средств по программам, относящимся к ведению комитета, законодателям представил министр финансов Виктор Порембский.

Как сообщил министр, в нынешнем проекте областного бюджета государственные областные программы представлены в новой структуре: проектах, входящих в состав национальных проектов, а также региональных и ведомственных проектах. Доходы областного бюджета запланированы в сумме 112,8 млрд рублей, расходы — 118,1 млрд рублей. Дефицит составляет 5,3 млрд. рублей.

В проекте областного бюджета на государственную программу «Жилье и городская среда» в 2024 году предусмотрено 6,6 млрд рублей, которые пойдут на реализацию входящих в состав национальных проектов (НП) региональных проектов «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Ипотека» «Чистая вода», с объемом финансирования на 2024 год 927,5 млн рублей.

На региональный проект «Обеспечение жильем молодых семей», который не вошел в состав НП, на 2024 год предусмотрено 104,1 млн рублей.

На модернизацию систем коммунальной инфраструктуры предусмотрено почти 300 млн рублей субсидии ГП «Водоканал», муниципальным образованиям области на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (94,9 млн рублей), строительство сетей бытовой канализации в Калининграде (179,7 млн рублей).

На организацию водоснабжения запланировано 571,5 млн рублей, водоотведения – 766,8 млн рублей, теплоснабжения – 1,5 млрд рублей, на газоснабжение и газификацию 450,9 млн рублей, поддержку муниципальных программ в сфере ЖКХ и благоустройства – 59,3 млн рублей, капитальный ремонт в многоквартирных домах – 1,5 млрд рублей.

На государственную программу «Модернизация экономики» в 2024 году предусмотрено 25,3 млрд рублей. Средства пойдут на реализацию региональных проектов (в составе национальных проектов): «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» (9,4 млн рублей), «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» – 21,5 млн рублей, «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» – 109,3 млн рублей, «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» – 21,4 млн рублей.

На региональные проекты, не входящие в состав НП, предусмотрено 22 млрд рублей, в том числе, на поддержку юридических лиц и резидентов Особой экономической зоны – 18,6 млрд рублей (за счет федерального бюджета) и поддержку субъектов промышленности – 3,5 млрд рублей.

Кроме того, на ведомственные проекты «Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства», «Наука», «Комплексные кадастровые работы», «Креативная индустрия» предусмотрено 1,9 млрд рублей.

В бюджете 2024 года на государственную программу «Дороги. Транспорт. Энергетика» запланировано 10,1 млрд рублей.

Средства пойдут на региональный проект «Региональная и местная дорожная сеть» (входит в состав НП) – 2,4 млрд рублей, в том числе на реконструкцию автомобильной дороги «Калининград-Мамоново», моста на автомобильной дороге «Гусев-Ольховатка-граница с Республикой Польшей», моста на автомобильной дороге «Советск-Славск-Ясное-Мысовка», автомобильной дороги «Полесск – Головкино – Матросово» с устройством разводного моста через реку Немонин, моста на автомобильной дороге «Калининград (от Борисово) — Знаменск-Озерск-Гусев-Добровольск-Неман», автомобильной дороги «Калининград-Балтийск» (включая реконструкцию путепровода через железную дорогу), а также на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (1,9 млрд рублей), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (1,4 млн рублей).

На региональный проект «Развитие автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений» запланировано порядка 2 млрд рублей, которые также будут направлены на реконструкцию автомобильных дорог, мостов и улиц в нашей области.

На приведение автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в нормативное состояние будет направлено 1,5 млрд рублей, на развитие газозаправочной и электрозарядной инфраструктуры – 20,7 млн рублей, на перевозку пассажиров общественным транспортом – 790,5 млн рублей.

Вопросы по обсуждаемому проекту областного бюджета, прозвучавшие от председателя Заксобрания Андрея Кропоткина, депутатов Валерия Макарова и Павла Федорова, касались бюджетной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, наличия утвержденного перечня объектов капитального ремонта на территории нашей области, расселения граждан из аварийного жилья и корреляции прогнозов социально-экономического развития региона с прогнозом роста доходов областного бюджета.

По итогам обсуждения проект областного бюджета на 2024 год и двухлетнюю перспективу получил поддержку комитета.

Далее депутаты рассмотрели поправки в статью 3 Закона «О регулировании торговой деятельности в Калининградской области».

Как пояснила заместитель министра экономического развития, промышленности и торговли Ирина Гракова, предлагается наделить соответствующий региональный орган государственной власти полномочиями по определению значения коэффициентов, необходимых для расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Ранее таких коэффициентов не было – они появились в правилах установления и методике расчетов нормативов после недавних изменений, инициированных федеральным правительством.

Законопроект рекомендован Заксобранию к принятию в двух чтениях.

Еще одни поправки, рассмотренные на комитете, касались статьи 2 Закона «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в сфере технического осмотра транспортных средств». Докладчиком по этому вопросу выступила заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Орлова.

По словам министра, региональный закон приводится в соответствие с федеральным: уточняются некоторые формулировки, плюс к компетенции Правительства области предлагается отнести принятие мер по организации проведения технического осмотра в случае несоблюдения нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами ТО.

Законопроект рекомендован Заксобранию к принятию в двух чтениях.

Подвергнуть изменениям было предложено и статью 4 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Калининградской области».

Инициативу депутатам прокомментировал заместитель министра строительства и ЖКХ области Николай Телевяк.

Речь в законопроекте идет о пролонгировании до 2026 года предоставления молодым специалистам образования и здравоохранения средств социальной выплаты на субсидирование чести первоначального взноса по ипотечным жилищным кредитам (займам), полученным для приобретения жилья на первичном и вторичном рынке.

Законопроект рекомендован Заксобранию к принятию в двух чтениях.

В завершение депутаты рассмотрели поправки в статью 3 Закона «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области».

Законопроект был подготовлен группой депутатов Заксобрания (Андрей Кропоткин, Лариса Швалкене, Александр Никулин и Павел Федоров). Как пояснил один из его авторов – председатель бюджетного комитета Александр Никулин, по 31 декабря 2023 года установлен переходный период по передаче областному госпредприятию КО «Водоканал» полномочий в отношении 5 муниципальных образований: Светловский, Балтийский и Гвардейский городские округа и Гурьевский и Зеленоградский муниципальные округа.

Однако в настоящее время администрацией Гвардейского округа из 295 объектов водоснабжения и водоотведения 222 объекта не поставлены на государственный кадастровый учет. Кроме того, на территории Балтийска ведутся мероприятия по водопроводной насосной станции. В отношении «Светловского водоканала» Росприроднадзор ведет проверку в части превышения нормативов допустимого сброса сточных вод в водный объект.

В этой связи инициаторы поправок посчитали целесообразным в 2024 году передать полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения только от Гурьевского и Зеленоградского округов. По оставшимся 12 муниципалитетам (включая Светлый, Балтийск и Гвардейск) срок передачи полномочий предложено установить по 31 декабря 2032 года.

Законопроект рекомендован Заксобранию к принятию в двух чтениях.

0 комм.

Ответить

Your email address will not be published.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.