Глава сената Казахстана во время пленарного заседания палаты в Нур-Султане подняла вопрос коррумпированности государственных органов, в рамках обсуждения законопроекта, связанного с оказанием госуслуг. Дарига Назарбаева настоятельно рекомендовала ответственным лицам разобраться с проблемами, всё ещё имеющимися в этой области.
Председатель Сената использовала данные международной компании “Transparency International”, которая проводила социологическое исследование и собирала информацию о жалобах граждан на работу государственных органов, в частности на коррупцию, — самыми проблемными оказались полиция и суды, система образования (от устройства в детский сад до среднего и высшего образования), органы, связанные с земельными вопросами и градостроительством, военкоматы, органы миграционной службы, а также управление занятости и соцзащиты.
Дарига Назарбаева отметила, что, несмотря на заявления министерства здравоохранения о том, что благодаря электронным очередям на приём к врачу можно легко записаться из дома, некоторые моменты, связанные с получением лечения и медсправок, по-прежнему окутаны флером взяточничества, равно как и вопросы с устройством детей в детский сад или поступлением в вуз, отсрочкой от армии или нарушениями правил дорожного движения, например с “исчезновением” штрафа.
Несмотря на то, что за последние 12 лет количество услуг, предоставляемых гражданам, увеличилось до 723, более 70% из которых предоставляется в электронной форме, система работает далеко не идеально: граждане продолжают платить за то, чтобы избежать проволочек со сроками и решить свои вопросы действительно качественно. Дарига Назарбаева возмутилась тем, что существуют факты покупки мест в электронной очереди и призвала к ответу министерство цифрового развития.
Вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, Аблайхан Оспанов, ответил, что работа идёт полным ходом, межведомственная комиссия регулярно проводит заседания, в ходе которых рассматривает все замечания граждан, собирает обратную связь и на основании отзывов потребителей государственных услуг уже разработало около 500 дорожных карт по оптимизации и автоматизации госуслуг. Внедрять изменения планируется в течение ближайших двух лет, с учетом необходимости внесения некоторых изменений в законодательство.