В Калининграде в детском технопарке «Кванториум» БФУ имени Канта состоялся первый выпуск.
Об этом в Калининграде сегодня, 31 мая 2017 года, сообщил БФУ.
… В большой аудитории дети и родители, мальчики и девочки, старшеклассники и совсем маленькие 10-летки — сначала кажется, что презентации будут не здесь, где-то в другом месте, а тут просто комната ожидания. Но нет, ровно в 17 часов появился ведущий и объявил о начале. Слова «экзамен» или даже «защита» не звучат, ребята просто демонстрируют, чему успели научиться. «Это не экзамен, конечно, — делится директор калининградского «Кванториума» Сергей Петров. — Завершился вводный модуль, который длился всего 3 месяца, в конце обучения ребята сами придумали себе проекты, чтобы показать результат обучения, наставники лишь помогали им. Через вводный модуль прошли почти 300 школьников, проектов чуть менее 100: мы приветствуем и даже подталкиваем ребят к групповой работе, это очень важный навык — уметь работать в команде».
В «Кванториуме» в Калининградской области — 8 квантов, то есть направлений работы: робототехника, информационные технологии, энергетика, лазерные технологии, биология, нейронауки, медиа, виртуальная и дополненная реальность. Проекты представляются не по направлениям, а вперемежку — чтобы ребята видели, чем занимаются в других квантах, и могли сделать более осознанный выбор, если пойдут на углублённый модуль или захотят сменить направление», объясняют педагоги.
Вообще итоговое представление проектов длится три дня 29-31 мая. Чтобы процедура не была слишком утомительной, проекты сгруппированы: в блоке десяток проектов, в итоге презентация длится около часа, потом перерыв и новый блок. Довольны и ребята, и родители. В блоке, на котором удалось побывать нам, были проекты трёх направлений: лазерквантума, биоквантума и роботоквантума.
От часов — до танка
Первыми свои проекты представили ребята из лазерквантума. Как ни странно, лазерные станки осваивали не только парни, но и девочки. Одна, например, создала дизайнерские часы, а другая — прототип шкафа, предназначенного для использования в «Кванториуме». А вот мальчишки создали модель танка, на котором можно загорать, и очки виртуальной реальности (деревянный бокс, конечно). «Это только кажется, что всё просто, — выступает перед родителями Сергей Петров. — На самом деле в этих очках я могу насчитать два десятка инженерных решений, не говоря уже о том, насколько аккуратно они сделаны. Это свидетельствует о том, что ребята и лазерные станки освоили, и инженерное мышление развивают».
Лазеркватумом руководит Ксения Соломаха. Ей нет и 30, всегда улыбается, её образ никак не вяжется ни с какими станками. « Я очень горда за ребят, — делится Ксения. — Всего за три месяца они освоили не только высокотехнологичные лазерные станки, но и обучились основам инженерной графики и промышленного дизайна, познакомились с профессиональной программой CorelDRAW. Они большие молодцы!»
Роботы должны быть полезными
Честь роботоквантума отстаивали только парни. Было 2 проекта: погрузочно-разгрузочная машина на дистанционном управлении и конвейер, который умеет сортировать товар. В основе — конструктор Lego, но это только для обывателей он игрушка. На самом деле есть целая серия Lego Educаtion, с помощью которой робототехникой можно заниматься с 7 лет.
Александр Галкин, руководитель роботоквантума и преподаватель университетского Фаблаба, так объяснил суть своей работы: «Разумеется, в рамках вводного модуля ребята узнали, что такое робототехника, познакомились с терминологией, но главное — я с самого начала пытался им показать, что роботы — это не просто игрушка, они могут и должны быть полезны человеку, обществу. Вот и учебные проекты тоже не просто развлечения. Это механизмы, которые выполняют какие-то функции: одна машина может брать и передвигать груз, другая — сортировать товар по цвету упаковки, причём она даже называет цвет».
От слова «жизнь»
Завершили этот блок презентаций воспитанники биоквантума. С самого начала было понятно, что БИО- — это «жизнь»: один проект был посвящён изучению муравейника, другой — крысам, точнее их социальным ролям. Так уж получилось, что в этот день свои работы представляли самые маленькие воспитанники, так что за ними было и наблюдать любопытно, и слушать интересно.
Например, Артемий Назаров несколько недель изучал группу крыс: дома он завёл 5 крыс и пытался понять, какую роль в стае имеет каждая особь. Для этого он по очереди отсаживал по одной крысе на неделю и изучал, как поменялось поведение остальных. Для чистоты эксперимента всё это было сделано дважды. В итоге не осталось сомнений, кто в стае вожак, миротворец и т.д.
«Биоквантум, наверное, самый сложный, — уверяет его руководитель Елена Пантюхина. — Потому что сама биология очень сложна, ведь она изучает жизнь. За три месяца мы успели освоить основы экологии, научились работать с микроскопом, рассмотрели строение клеток, даже провели исследование ДНК. И что особенно важно, ребята сами выбирали для себя биологические объекты для изучения. А я лишь помогала сформулировать цель исследований исходя из сроков и компетенций. Было очень интересно».
«Я хочу стать хирургом, — поведал 11-летний Самир, — поэтому и выбрал биоквантум. Мне очень понравилось, хочу продолжить и пойти на углублённый модуль. Менять направление не буду, это точно».
Инженеры нам нужны
У «Кванториума» в Калининграде — два основных партнёра: ОКБ «Факел» и, конечно, БФУ им.И.Канта. «Кванториум» даже находится на территории университетского НТП «Фабрика», да и наставниками ребят зачастую становятся вузовские преподаватели и аспиранты. И такое слияние науки, образования и свободы творчества дают свои плоды.
«По итогам работы из 24 детских технопарков, которые сейчас существуют в России, мы попали в группу лучших, там всего 4 парка и мы в том числе. Я уверен, что это благодаря тому, что мы так активно работаем с университетом и находится в настоящем Научно-техническом парке. Это уникальный пример, о котором все говорят», — уверяет Сергей Петров.
Лестную оценку и проектам, и самому «Кванториуму» даёт и ОКБ «Факел». На презентации в качестве эксперта присутствовал зам.начальника основного производства по механической обработке ОКБ «Факел» Евгений Вирков. Он отметил: «Проекты такие разные, и все такие интересные! А главное — это же крайне востребованные направления. И робототехника, и лазерные технологии, и IT. В ОКБ мы, например, используем в том числе и лазерные станки. И со специалистами есть проблема. И могу сказать, что наше бюро возможно целевое обучение. Если есть желание, то подробнее об этом можно узнать в отделе кадров. Надеюсь, кто-то из воспитанников «Кванториума» через несколько лет придёт к нам работать».